Поиск по сайту журнала

С Днём рождения, Марк Захарович!

 Накануне Дня рождения Шагала прекрасный поэт и постоянный автор журнала «Мишпоха» Наталья Лайдинен порадовала почитателей своего таланта видеороликом «Пролетая над Витебском». Он посвящён творчеству художника, родившегося в городе Витебске и прославившего его во всем мире, Марка Шагала.

Стихи о Витебске читает автор, Наталья Лайдинен. Музыка Вадима Зубарева.

Видеоролик подготовлен Вадимом Зубаревым при участии Вероники Клименко.

Посмотреть видеоролик «Пролетая над Витебском»

 

Мамина сестра

 Она всегда жила вместе с нами. Родители забрали её к нам на Колыму, когда в первый папин отпуск заехали к старшей маминой сестре в уральское село Бреды. Сестёр вообще было четверо. Ещё одна преподавала русский язык в Орше. Единственный их брат, Иосиф, – я часто рассказывал о нём – встретил войну в Брестской крепости, и, вырвавшись из окружения, погиб в лагере военнопленных около г. Бяла-Подляска.

Младшую мамину сестру звали Мина. Но в паспорте, а потом и на могильной плите написано "Мария" – под этим именем её знали на работе, и лишь у нас в семье, где говорили вперемежку на русском и идиш, она продолжала оставаться Миней – так, как нарекли её в 1924 году, когда она появилась на свет в Лядах, маленьком белорусском местечке Дубровинского уезда.

Подробнее...

Борис Берлин: "Эти люди заслуживают быть признанными Праведниками народов мира..."

 Борис Генрихович Берлин – известны краевед, многолетний исследователь истории Холокоста в Крыму, автор ряда статей и книг на эту тему. Инженер-связист по основной профессии, он всю жизнь мечтал стать историком, как и его мама, трудившаяся школьным преподавателем истории. Вопреки всем обстоятельствам, Борис смог реализовать задуманное и с головой погрузиться в любимое дело, ставшее прочной основой всей его жизни. А началось всё с того, что когда-то, он весьма заинтересовался изучением трагического события, связанного с гибелью его дедушки Наума Меерсона на теплоходе «Армения», затонувшего 7 ноября 1941 года, под ударами немецкой авиации. 

Подробнее...

Беларусь, Витебск

 

Беларусь, Витебская область

Ищу родственников моего деда Сандлер Абрам Наумович 20.04.1918 г.р.
Место рождения: Белорусская ССР, Витебская обл., Суражский р-н, м. Яновичи

Сергей
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Подробнее...

1874 год — Юховичи в эпоху Александра II (1855-1881 гг.)

 (фрагмент документально-исторической повести[1])

Документ 1874 г. «Общий список евреев мужского пола, живущих в Витебской губернии» содержит результаты учёта упомянутых лиц разного возраста по местам приписки[2].

Семьи идут под порядковыми номерами с указанием также и номера, полученного во время предыдущей 10-й подушной переписи (1857-1859). Подчеркнуто, что возраст определялся по докуметам или по внешему виду. Список жителей местечка Юховичи включает в себя следующие фамилии: Энтин, Соркин, Гилевич, Мильнер, Левитан, Лурия, Копылов, Плискин, Хайкин.

Также здесь впервые дана подробная информация о Лиснянских и Шмоткиных.

Подробнее...

Из семейного архива архитектора Л.М. ЛЕВИНА

 9 апреля 1970 г. 55 лет назад авторскому коллективу архитекторов Ю.М. Градову, В.П. Занковичу, Л.М. Левину, скульптору С.И. Селиханову присуждена Ленинская премия в области построения мемориального комплекса «Хатынь».

9 июня 1970 г. состоялось торжественное вручение премий в Свердловском зале Московского Кремля.

Леонид Левин писал об этом событии: «Москва. 9 июня 1970 года. 15.00. Кремль. Свердловский зал Московского Кремля. Нет свободных мест. Лауреаты за сценой в комнате приёмов… И мы – как писала пресса – молодые белорусские архитекторы» [1].

Впервые высокое признание получила архитектура Беларуси, архитекторы Беларуси.

Подробнее...

Нелли Пехотник: «Война, побег из лагеря "Мёртвая петля", послевоенная жизнь, трудности репатриации...»

 Нелли Пехотник - Глинер — жительница Ашдода, репатриантка из бывшего СССР. Мы поговорили с ней о её детстве в Тульчине, которое она никогда не забудет, об её отважных предках, прошедших Великую Отечественную войну и Холокост, о том, с какими ужасами родным Нелли пришлось столкнуться в период уничтожения евреев в оккупированной румынами части Украины и голодного послевоенного времени, и какие трудности ждали её семью после переезда в Израиль. Возможно, кому-то пригодится бесценный опыт нашей героини и её близких — настоящий пример еврейской силы, смелости, мужества и стойкости. Когда люди, несмотря на все, выпавшие на их долю трагические испытания судьбы, сохранили свою любовь, веру и желание жить.

Подробнее...

Книга «Дети войны вспоминают»

 В книгу «Дети войны вспоминают» вошли сорок три интервью с людьми, которые были в детском, часто дошкольном возрасте, когда их отцы воевали на фронте Великой Оте­чественной войны, а мамы, сумевшие эвакуироваться на восток, прилагали все силы, чтобы прокормить детей. Те, кто остались на оккупированных тер­риториях, прятали малышей, у которых была частичка еврейской крови, от неминуемого расстрела, который ждал и маму, и её детей.

Подробнее...

Первый день войны

 Сколько лет пролетело с тех пор, сколько ярких событий и случаев позабылись, целые жизненные периоды стерлись в памяти напрочь и не восстановить их. А эти две недели, эти жуткие две недели, оставили такой глубокий след, такой жестокий шрам, что и теперь, через пятьдесят лет, могу до мелочей, до часов и минут, всё восстановить в памяти с точностью киноленты и пережить всё вновь, с тем же страхом, с той же безысходностью…
Утро 22 июня было тёплым, тихим и солнечным. На чистом голубом небе – ни облачка, беззаботно на все голоса поют птицы, на душе спокойно и радостно.

Подробнее...

Золотая башня

 В цветочном магазине Гликштейна на площади царя Саула дела идут хорошо; на приятной сумме оборота не сказывается ни время года, ни колебание курса тель-авивской биржи, ни стрельба на границе. И если народ не осаждает прилавок и не расхватывает тюльпаны с орхидеями – и не надо: устойчивые доходы обеспечиваются заказами для Золотой башни.

Как появилось в обиходе это название – «Золотая башня» – уже едва ли кто достоверно припомнит. Верней всего, запали кому-то в голову другие два слова, мелькающие то и дело на лёгких страницах газет и рекламных проспектов – «Золотой возраст» – и, чуть подправленные и подредактированные, прилепились-припечатались к трёхэтажному дому престарелых, выглядывающему на улицу пророчицы Деборы из эвкалиптовых и пальмовых зарослей. Но, вполне возможно, не осталось в стороне и иное обстоятельство: эта богадельня стояла среди мраморных особняков богатой Герцелии, и проживание в ней, в двух шагах от морского прибоя, влетало старикам или их детям в золотую копеечку.

Подробнее...

Дорогами войныВторой справа - командир Щ-309 капитан-лейтенант Исаак Соломонович Кабо.

История, о которой я хочу рассказать, началась с событий, которые происходили далеко в стороне от советско-германского фронта.

В сентябре 1943 года в Италии пал фашистский режим Муссолини. Новое итальянское правительство подписало перемирие со странами антигитлеровской коалиции. Немцы пытались захватить итальянские территории, но на их пути встали англо-американские войска, высадившиеся близ Неаполя.
Эти события решили судьбу итальянского флота. Была достигнута  договорённость о разделе его между странами-союзницами. Но, поскольку Советскому Союзу для обеспечения боевых действий Северного флота пополнение нужно было незамедлительно, было решено, что Англия взаимообразно, в счёт будущего раздела итальянского флота, передаст Советскому Союзу часть своих кораблей, в том числе и четыре подводные лодки.

Английским лодкам присвоили индекс «Веди» и, соответственно, поименовали  «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4». Для приёма этих лодок были сформированы четыре команды из моряков разных флотов, а командирами назначили четырёх наиболее успешных боевых офицеров. Трое из них Герои Советского Союза: тихоокеанец капитан 1-го ранга Трипольский Александр Владимирович, североморец капитан 2-го ранга Фисанович Израиль Ильич, черноморец капитан 3-го ранга Иоселиани Ярослав Константинович. Четвёртым был капитан 3-го ранга Кабо Исаак Соломонович, балтиец, командовавший ранее гвардейской подводной лодкой «Щ-309».

Двое из четырёх прославленных командиров-подводников, Фисанович и Кабо, – евреи. И, если судьбу первого из них – Фисановича, историческая литература не обошла своим вниманием, то о втором – Кабо, не написано почти ничего, хотя оба они заслужили, чтобы их имена сохранились в нашей благодарной памяти.

Первой из Англии в Советский Союз вышла лодка под командованием Фисановича: 25 июля 1944 г. подводная лодка «В-1» под советским военно-морским флагом начала путь к нашим берегам, но в пути погибла. Долгое время причины и место её гибели оставались невыясненными. В послевоенные годы было установлено время и место гибели лодки «В-1»: 9 ч 39 м по Гринвичу 27 июля 1944 г. в точке с координатами 64°34' северной широты и 1°16' западной долготы (т.е. в 230 милях к северу от Шотландских островов). В пятидесятых-шестидесятых годах в Великобритании и США были опубликованы 4 монографии, в которых признали факт потопления советской подводной лодки «В-1» британским бомбардировщиком береговой охраны “по ошибке”. Советские историки утверждали, что Адмиралтейство Великобритании просто не хотело передать Советам эту лодку.

Имя Фисановича стало легендарным уже в первые месяцы войны. Внешне он не выглядел богатырём. Среднего роста, с чистым высоким лбом, серыми мечтательными и внимательными глазами. Но это был командир, что называется, «милостью Б-жьей» – талантливый, дерзкий, стремительный, с великолепно развитой интуицией. Он был личностью обаятельной, разносторонне одарённой. Великолепный рассказчик, знаток военно-морской истории и флотоводческого искусства, новатор технических приёмов войны на море.

На севере он командовал подводной лодкой-«малюткой» «М-172». Лодки этого типа были вооружены всего двумя торпедами, в их боевые возможности многие не верили. Но вот август 1941 года. Первый боевой выход лодки в море, и уже в этом первом походе проявляются незаурядные качества её командира. Лодка подошла к фиорду Петсамо-Вуоно, в глубине которого была расположена занятая врагом гавань Пиинаха-Мари. Фисанович принимает дерзкое решение: войти внутрь охраняемого фиорда, в гавань, и там атаковать врага, который не ждёт нападения. Трезвый расчёт, командирский талант и блестящая выучка подготовленной им команды обеспечили успех: вражеский транспорт, водоизмещением 6000 тонн, находящийся под разгрузкой военной техники, был торпедирован и потоплен прямо у пирса. Дальше – мастерский отрыв от преследования сторожевых кораблей, уход от взрывов глубинных бомб и, наконец, фиорд Петсамо-Вуоно позади.

А на следующие сутки, вечером, второй торпедой было пущено на дно ещё одно судно врага водоизмещением 1500 тонн.

Затем последовало много других славных побед, но этот первый боевой поход сразу сделал имя Фисановича легендарным. По оценке командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко, это была “первая по-настоящему знаменательная победа, определившая наши возможности в борьбе с врагом на его коммуникациях...”.

За 2 года под командованием И.И. Фисановича «М-172» совершила 17 боевых походов, потопив 13 кораблей и судов противника. Кроме того, в тыл врага была заброшена одна разведгруппа и эвакуирована другая группа разведчиков. Флаг «М-172» украшали орден Красного Знамени и гвардейская лента.

Вот что писал о Фисановиче после гибели подводной лодки «В-1» бывший командир бригады подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Александрович Колышкин: «…Израиль Ильич – умница, обаятельный и разносторонне одарённый человек – был любимцем всех старожилов бригады. В перерывах между боевыми походами он вёл дневник, облекая в неплохую литературную форму историю своей гвардейской краснознамённой «малютки». У него было много интересных выкладок, обобщающих опыт войны на севере и касающихся новых путей в тактике. Из него мог бы выйти или крупный командир или большой флотский учёный. Но об этом «мог бы» лучше не гадать. Важно то, что он успел сделать. А сделал он очень многое – больше, чем иной сумеет за всю свою жизнь».

Остальные 3 лодки, в том числе и лодка «В-3» под командованием Кабо Исаака Соломоновича, благополучно завершили переход и вошли в состав Северного флота.

Расскажу об одном боевом эпизоде, характеризующем Кабо – командира-подводника. Это было во время похода подводной лодки «Щ-309», которой он командовал в августе 1942 года. Лодка направлялась в воды Балтики, на коммуникации врага.

Прежде всего, нужно хорошо себе представить, каких усилий стоило выйти в воды открытой Балтики. Оба берега Финского залива и большинство его островов находились в руках противника, который имел возможность просматривать весь район. Мелководность залива, насыщенность его минами крайне усложняли переходы подводных лодок в районы боевых действий на коммуникации вражеских транспортов. На пути движения советских подводников в Финском заливе был создан мощный противолодочный рубеж, состоявший из противолодочных сетей и тысяч мин различного типа, поставленных на разные глубины. Только в центральной части Финского залива было установлено до 3000 мин и минных заграждений.

 Для многих лодок прорыв противолодочного барьера в Финском заливе заканчивался трагически. Вот как описывает такой прорыв сам Кабо: «… Тишину нарушает доклад из носового отсека: «Центральный! Скрежет по правому борту!» Немедленно раздаётся команда: «Стоп правый мотор, право руля!» Неприятный звук трения металла о металл ползёт вдоль борта, затем прекращается. На этот раз лодка мину не зацепила… Да, не зацепила! И так много раз, причём не только на выходе в открытую Балтику, но и при возвращении на базу! А если бы, хоть один раз зацепила и подтянула мину к лодке! Тогда всё! Взрыв и гибель!..»

В этом боевом походе, длившемся 23 дня и ночи, командир корабля 37 раз проводил лодку через плотные линии минных заграждений.

Из наградного листа:

«С начала Отечественной войны капитан 3-го ранга Кабо совершил четыре боевых похода, образцово выполнил задание командования. Прошел 6227 надводных и 2573 подводных миль.

Выйдя в боевой поход в августе 1942 года исключительно мастерски, в трудных географическо-навигационных условиях финского залива, при противодействии средств ПЛО, скрытно форсировал финский залив, выйдя на боевую позицию в Балтийское море.

На позиции действовал смело и настойчиво. Великолепно использовал географическую обстановку района, снайперской торпедной стрельбой уничтожил четыре гружённых транспорта противника общим водоизмещением в 36 тыс. тонн и один миноносец типа Ягуар.

После торпедных атак подлодка подвергалась неоднократным преследованиям и бомбежкам глубинными бомбами вражеских кораблей, сбросивших на подлодку в общей сложности 64 глубинных бомбы. Но благодаря умелому маневрированию командира тов. Кабо подлодка отрывалась от преследования и уходила.

За проявленную стойкость, отвагу и геройство в борьбе с германскими захватчиками ходатайствую о присвоении Капитану 3-го ранга Кабо Исааку Соломоновичу звания Героя Советского Союза».

21 марта 1943 года на «Щ-309» прибыл командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц и вручил командиру «Щ-309» Гвардейский военно-морской флаг.

Однако, несмотря на свои победы, представленный к званию Героя Советского Союза, Исаак Кабо не был удостоен этой награды из-за своего еврейского происхождения.

Подводная лодка «В-3»  под командованием Кабо последней на Северном театре выходила на коммуникации врага и 4 февраля 1945 года благополучно вернулась из похода. А её командир Кабо Исаак Соломонович –  после окончания войны старший офицер отдела подводного плавания Штаба Северного флота (СФ) (1945), командир 3-го, затем 5-го дивизиона подводных лодок СФ (1945 – 1948), начальник штаба 33-го дивизиона подводных лодок СФ (1951 – 1953). С 1953 по 1963 на преподавательской работе.

В 1951 закончил Военно-морскую академию.

Скончался Кабо Исаак Соломонович в 1981 году, похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

В заключение хочется добавить, что во время ВОВ из 18-и командиров подводных лодок – евреев ещё двое.

Капитан 1-го ранга Богорад Самуил Нахманович (из Витебска, 1907 – 1996)  и контр-адмирал  Коновалов Владимир (Вульф) Константинович (Калманович) (1911 – 1967)  были Героями Советского Союза.

Так что заголовок этого очерка «Двое из четырёх» можно толковать двояко….

Арон БЛЯХМАН,
в прошлом капитан-лейтенант,
офицер крейсера «Адмирал Сенявин»

Второй справа - командир Щ-309 капитан-лейтенант Исаак Соломонович Кабо. Почтовый концерт, посвященный Фисановичу И.И. Открытии мемориальной доски Богораду С.Н. в Витебске. Коновалов В.К.