Дети войны вспоминают

 Общественная организация «Еврейский культурный центр “Мишпоха”» совместно с Фондом «Память, ответственность, будущее», программа «Место встречи: диалог» начали работу над новым проектом «Дети войны вспоминают».

Это наша вторая совместная работа. Более года назад мы завершили большой проект, посвящённый детям, которые прошли в годы войны концлагеря и гетто. Сделан фильм, вы можете увидеть его на сайте журнала «Мишпоха», выпущена книга «Чтобы это никогда не повторилось!».

Работа была сделана не только от всей души, но и удивительно вовремя.  Многие из тех, у кого мы брали видеоинтервью ушли в мир иной. И память о них осталась в том числе и благодаря нашей работе.

Новый проект «Дети войны вспоминают» – это самостоятельная работа, и в тоже время это своеобразное продолжение предыдущего проекта.

Мы просим отозваться всех, кто хочет участвовать в нашем проекте и записать свои воспоминания. Мы встретимся, сделаем видеозаписи в удобном для Вас месте.

С Вами будут беседовать журналист и психолог.

В проекте, и в то же время отдельным блоком идёт тема «Плюс минут сто». Это воспоминания людей, которым недавно исполнилось или скоро исполнится сто лет. К началу войны им было 16–17 лет. Кто-то только окончил школу, а кто-то еще учился в старших классах.

Просим отозваться тех, кто хочет стать волонтёром и помогать в осуществлении проекта «Дети войны вспоминают».

Ваши воспоминания нужны детям, внукам и правнукам, тем, кто сегодня вступает в самостоятельную жизнь.

Они многому могут их научить.

Возможно, кто-то хочет, чтобы его воспоминания записали дети, внуки или правнуки. Сегодняшняя техника его позволяет сделать в каждой семье. Присылайте их нам.

Видеовоспоминания будут выложены на нашем Youtube-канале, будут их обсуждения, презентации проекта.


Если мы не запоминаем уроки истории, то обречены их повторять

Интуитивно, мы все хотим отгородиться от событий, которые называем психологической травмой. Поскольку это событие, которое делит жизнь на «до» и «после». Но нам важно не только помнить те события, которые произошли с нами, но и помнить ещё несколько важных вещей.

Дело в том, что когда с нами происходит нечто похожее на психологическую травму, мы можем пытаться отрицать тот факт, что это произошло. И это неизбежно будет приводить к тому, что травма будет повторяться. Именно этому учат нас историки. Они говорят, что если мы не запоминаем уроки истории, то обречены их повторять.

Другая проблема, которая связана с событиями психологических травм – это погрузиться в эти события, взять на себя лик жертвы и находиться только там. Это тоже не совсем правильно, потому что, не смотря на то, что эти события печальные и сложные произошли – жизнь продолжается. Мы с этим справились, и это важно учитывать.

Важно не только помнить, что ужасное произошло, сколько помнить о том, что мы это пережили и брать уроки не только из-за чего это произошло и как сделать, чтобы это не повторилось, но также помнить опыт, который позволил это пережить, позволил с этим справиться.

Евгений Геншафт,
врач-психотерапевт, автор книги «Игра на нервах».


Воспоминания важны для внуков и правнуков

У каждого из нас есть, что вспомнить, о чём рассказать.

Наши воспоминания, это не только история семьи, это история народа, история страны.

Они важны для внуков и правнуков, чтобы узнав путь, по которому мы прошли, они сделали свой правильный выбор.

Семён Шойхет,
участник проекта


 Когда началась война, Майе было всего два года и всё, что в эти тревожные дни, и в последовавшие за ними военные года происходило в её пока ещё маленькой жизни, запомнилось в основном со слов отца и матери. За исключением, вероятно, каких-то отдельных моментов, которые оставили в памяти ребёнка наиболее яркие и неизгладимые впечатления.

 Марию Алексеевну или Миру Ароновну Ковалеву я знаю уже лет двадцать. К 60-летию освобождения Беларуси брал у неё интервью, как у малолетней узницы фашистского концлагеря, чудом избежавшей расстрела.

Многое изменилось с той поры, но она по-прежнему энергичная, гостеприимная и новая встреча с ней, как и прежде, оставила хорошие воспоминания.

Мы беседуем в шумилинской квартире Миры Ароновны Ковалёвой.

– 65 лет вы были Марией Алексеевной, потом решили вернуть себе имя и отчество, которые у вас были от рождения – стали Мира Ароновна Ковалёва. Что Вас подвигло к этому?

– Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо рассказать обо всей своей жизни. Мне 85 лет, так что готовьтесь слушать.

 Инна Давыдовна Лившиц родилась до войны в теперь уже далёком 1934 году в Мозыре, в Гомельской области, в сердце белорусского Полесья. Но практически всю свою взрослую жизнь прожила в Шумилино, недалеко от Витебска, и этот городок, особенно красивый летом в солнечные дни, считает своим родным местом.

И в детском садике она проработала более сорока лет. И его она считает своим.

Инне Давидовне – 90! Возраст солидный, но все эти годы пролетели, как один день.

Мы беседуем в Шумилинской квартире Инны Давидовны Лившиц.

035 01 200Каждый человек – отражение своего времени. У людей, которые уже прочно шагнули в десятый десяток, и не пытаются дорисовать свою биографию какими-то яркими фактами, это ощущается наиболее явственно. Иногда их подводит память. А порой не обо всем хочется вспоминать. Поэтому брать у них интервью задача непростая. Но если мы хотим создать объективную картину времени, именно такие люди первые помощники в этом.

Я благодарен Татьяне Владимировне Гусаковой – дочери Владимира Ефимовича Партона за помощь, оказанную в подготовке этого материала. Более того, без неё он бы вряд ли получился.

Мы в квартире Владимира Партона, в Полоцке, снимает нашу беседу на видеокамеру.

 Лене Мордуховне Логвиновой скоро будет 95. Она коренная витеблянка, как и её родители, а возможно, и дедушки с бабушками. Таких в городе осталось немного. Мама, Златкина Раиса Вениаминовна, до войны работала директором молокозавода, папа – Милькин Мордух Соломонович в тридцатые годы учился в комвузе.

Хорошая семья, любящие родители.

А потом наступил 36-37 год. Папа обвинили в троцкизме, мама арестовали, скорее всего, как жену врага народа.