Память
Полина Захаровна Ревина родилась в г. Лельчицы Гомельской области. К началу войны ей было 13 лет. Мама Клара и отец Зельдик Рэхтманы сразу стали подпольщиками. Маму немцы схватили при передаче оружия из партизанского отряда, пытали, потом расстреляли. В Лельчицах не было гетто, но хватали и расстреливали много евреев. Сейчас там установлен памятный знак, на нём указано, что было уничтожено, расстреляно около 800 человек. Среди них была мама Полины, брат и сестра. Отца не расстреляли, немцы оставили в живых 13 человек мастеровых. Зельдик был портным. Всем им удалось бежать в лес, где уже был партизанский отряд – жители бежали семьями от зверств фашистов. Туда же попала и Полина. Её сначала скрывали соседи, потом помогли переправиться в лес. Она испытывала лютую ненависть к фашистам. Чувство мести давало ей силы, смелость участвовать в борьбе с ними. Маленького роста, в старенькой одежде она бродила по улицам якобы в поисках родных, немцы не обращали внимания на неё, а она собирала и доставляла в отряд ценные сведения о расположении немцев, их вооружении.
О дерзком побеге узников Новогрудского гетто я знаю с тех пор, когда здесь был открыт Музей еврейского сопротивления.
Собирался приехать, написать материал для журнала «Мишпоха», а потом, когда Дональд Трамп в первый раз стал президентом США мне предлагали сделать сценарий фильма об этом уникальном подвиге. В побеге участвовали свояки Трампа и это, конечно, привлекало внимание. В 1943 году в Новогрудке был совершён самый массовый побег узников гетто в годы Второй мировой войны. Съёмочная группа была готова, но обстоятельства сложились не в нашу пользу.
Спустя почти 8 лет я в Новогрудке. Вместе с Сергеем Сачеком, Андреем Фишбайном и Татьяной Мелевич едем в Музей еврейского сопротивления. С нами работник Новогрудского историко-краеведческого музея.
Музей еврейского сопротивления – одно из подразделений этой организации.
Много десятилетий назад в редакцию израильской газеты “Вести”, обратилась новая репатриантка Инна Шпирт. Она привезла с собой “пионерскую папку", в которой были документы, касающиеся подвига Абрама Левина. На основании документов, была опубликована моя статья, а папка передана в Яд ва-Шем. Однако, вернуться к этой истории, заставила меня публикация девушки из поискового отряда российской деревни Холмец. Её строчки имеют прямое отношение к моей давней статье. Итак.
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ДЛЯ СТАЛИНА
В начале ноября 1941 года Иосиф Сталин велел положить ему на стол прогноз погоды на 7 ноября. На этот день вождь намечал провести военный парад на Красной площади в Москве. Праздник имел особое политическое значение, ибо сражения с германскими войсками уже шли вблизи столицы. Выполнить сталинское задание поручили молодому учёному-метеорологу Оскару Григорьевичу Кричаку.
Эту историю я впервые услышал от своего отца, будучи ещё мальчишкой лет 10-12, что в 1942 году в одну из осенних ночей над нашим посёлком появился неизвестный самолёт. Покружил, покружил, отошёл в сторону леса и там упал на верхушки деревьев. Отец, восьмилетний мальчишка, вместе со всеми жителями посёлка прибегал к месту катастрофы. Самолёт сгорел дотла, а рядом с ним на поляне лежали обгоревшие тела двух пилотов. Потом их похоронили на нашем кладбище, но кто они, откуда, каковы причины падения и почему они появились над нашим посёлком – никто не знал.
Этот рассказ поразил меня до глубины души. Я тогда решил, что должен найти ответы на эти вопросы. Первые мои шаги были по-детски наивны и, естественно, ни к чему не привели. Шли годы. Я хранил в памяти эту историю, но что можно сделать не знал. Пока не встретился с руководителем республиканского поискового движения Шумиловым Е.Г. Он дал мне исчерпывающие наставления и советы по моим действиям.
Страница 1 из 42