Еврейский партизанский отряд братьев Бельских, действовавший в годы войны в Налибокской пуще, был уникальный. Кроме боевого подразделения в нём были старики, женщины и дети. Они размещались в укромных уголках пущи, и основная их задача была выжить в условиях нацистского террора.
В лесной деревне отряда были пекарня, баня, больница, школа, кузница, кожевенный завод. Даже партизанская синагога – наверное, единственная в годы войны. В ней сыграли две свадьбы.
Меня заинтересовала судьба партизанского раввина. Был такой, освобождённый из гетто, раввин Давид Брук. Небольшой рассказ о нём я нашёл в воспоминаниях его внука Михаила Беленького: «Он практически ничего о себе не рассказывал... Вот то, что я знаю. Родился в 1905 году в Новогрудке, Польша. Закончил хедер, затем ешиву. Можно предположить, что к тому времени, когда началась война, у него уже была своя семья. И они, как и его родители, погибли в Новогрудском гетто. Все. В один день. С его слов, он был на работах, а когда пришёл, никого из родственников уже не было. Из гетто бежал. Попал в отряд Бельских. Быть раввином в партизанском отряде тоже не сахар. Мать рассказывала, что ночами он часто говорил и стонал во сне. Фраза, которую она запомнила, будучи ребёнком: «Как я устал нести этот пулемёт!..» После войны он хотел уехать в Палестину. Не получилось. В Новогрудке его ничего не сдерживало – ни семьи, ни дома.
Партизаны отряда братьев Бельских были безжалостны, и даже жестоки, не только к немцам, но и ко всем, кто поддерживал их, служил в полиции или органах управления. И потому дед, не без оснований, боялся мести со стороны этих недобитков, служивших немцам.
Ещё во время войны он дал себе зарок: если останется жив, то женится на самой несчастной еврейке, которую найдёт. Бабушка во время войны потеряла всю родню... После перенесённой в детстве травмы была горбата и плохо видела на один глаз. Куда уж несчастней! Он переехал в Брянск и женился на ней. Работал грузчиком и одновременно исполнял обязанности раввина и шойхета.
У них родились мой дядя (в 1945 г.) и моя мама (в 1947 г.). Дед умер в Песах в 1980 году».
Давид Брук похоронен в Брянске. Прислали фотографию мацевы, стоящей на его могиле.
Возможно, кто-то дополнит рассказ о партизанском раввине Давиде Бруке?
Александр ПАПКОВ