Архивариус

Остатки синагоги на Революционной. Фото Виктора Борисенкова.На протяжении веков Дома молитвы играли наиболее существенную роль в жизни еврейского народа и сохранении его национальных традиций. Изучать историю витебских синагог очень сложно. В начале XX века в городе насчитывалось более полусотни синагог и молитвенных домов, однако до нашего времени сохранились остатки всего только одного Дома молитвы. Такое состояние вещей иначе как культурной катастрофой назвать нельзя, потому что синагоги, как известно, являются наиболее выразительными проявлениями культуры ашкеназов. Все витебские синагоги были уничтожены либо последней войной, либо культурным нигилизмом, который господствовал в советском обществе на протяжении всех лет его существования.

По материалам Национального архива
Республики Беларусь (1948-1963 гг.)

Из отчета областного уполномоченного Совета по итогам проверки
деятельности религиозных общин Витебской области 2-12.02.1948 г.

«В гор. Витебске они (евреи – В.П.) проводят молитвенные собрания в доме гр-на Доня Кадона Шлемовича по ул. 2-я Ветреная дом № 3, он же и руководитель этого общества. Дом этот не приспособлен для проведения молитвенных собраний».

Административный корпус – бывшие корпуса мужского и женского скарлатинозных отделений.Первое упоминание о шпитале (госпитале) как специальном учреждении для опеки престарелых и бездомных жителей Минска относится к 1513 г. Позже, до конца XVIII в., открылось ещё несколько подобных учреждений. Они существовали при монастырях, основывались братствами и даже цехами. Содержались они преимущественно за счет благотворительности1.

004 sledit i puskat 1 200Как власти боролось с иудейской религией в Витебске

В 1960 году в Белоруссии осталась одна официально зарегистрированная иудейская община – в Минске.
Но, несмотря на все запреты, на 1 января 1964 года в БССР существовали незарегистрированные еврейские общины в 35 населённых пунктах. В их число входили и группы верующих евреев города Витебска.

Проект строительства нового здания Старо-Любавичской молитвенной школы, 1885 г.В начале 1880-х гг. в местечке Паричи насчитывалось 4 еврейские молитвенные школы: две Любавичские, Ашкеназская и школа Паперного. Все они располагались по соседству – на пересечении Полевой и 2-й Бобруйской улиц, на берегу реки Березины. Старо-Любавичская школа к этому времени уже начала разрушаться, так как была построена несколько десятилетий тому назад. В начале 1884 г. её прихожане получили разрешение на перестройку своего молитвенного здания.