Поиск по сайту журнала:
|

Архивариус
Получил по электронной почте письмо от давнего друга нашего журнала и моей доброй знакомой Веры Вадимовны Кнорринг. Она историк еврейской книги и кандидат исторических наук, но целых 12 лет она была ещё и хранителем фонда идиша Российской национальной библиотеки, расположенной в Санкт-Петербурге. «Разбирая папки из бывшего “моего” фонда, – пишет Вера Вадимовна, – а ныне просто еврейского фонда Российской национальной библиотеки, обнаружила два витебских документа. Мне кажется, это интересно!»
Просматривая библиографические указатели учебников на языке идиш для еврейских школ в СССР, обращаешь внимание на тот факт, что на рубеже 1920/30 годов Безносик К.Д. участвовал в подготовке учебных пособий и в коллективе москвичей (редактор профессор Зарецкий А.И.), и в коллективе минчан. В Москве во второй половине 1920-х годов было издано пособие «Shprakh» /«Язык»/ (4 тома). Безносик К. единолично составил «Учебник для 3-го года обучения» и совместно с Х. Лойцкером и И. Гринбергом – «Учебник для 2-го года обучения».
В архиве нашего журнала хранится письмо от ветерана Великой Отечественной войны, военного врача Абрама Самуиловича Гольдинера, и фотографии, присланные им. Он жил в Минске. Мы надеялись опубликовать переписку с ним, ждали новых писем. Но они не приходили. Так и осталось в редакционном архиве единственное письмо.
Мы собираем свидетельства о Великой Отечественной войне, о героизме и трагедии народа, чтобы в истории оставалось как можно меньше «белых пятен».
"Не забудем, не простим", – так называется заметка, опубликованная 11 июня 1981 года в газете «Смена» Смоленского обкома комсомола.
«В июне 1966 года в деревне Бухарино Краснинского района Смоленской области на границе с белорусской деревней Ляды был открыт памятник жертвам фашизма. Здесь покоятся более 2 тысяч советских граждан: женщин, стариков и детей, зверски замученных фашистскими палачами 2 апреля 1942 года.
После ожесточенных танковых боев (Лепельской операции) территория Сенненского и Богушевского районов была оккупирована гитлеровскими войсками. Здесь нацисты установили «германский орднунг», т.е. порядок. В письменных воспоминаниях Виктора Ивановича Астапенко, чье детство прошло в оккупированном Богушевске, читаем: «…в вечернее и ночное время – никуда из дому! На входной двери каждой квартиры (дома) висел список с перечнем жильцов. Полиция делала набеги: если в квартире оказывался «лишний» или кого-то «не хватало» – держитесь! Попробуй оправдаться! Жизнь человека ставилась ни в грош».
Страница 1 из 13