Поиск по сайту журнала:

 

Унесенные веком

Обложка книги "Унесенные веком"Библиотека журнала "МИШПОХА". Серия "Мое местечко".

Литературно-художественное издание "Унесенные веком". Очерки.

Автор: Шульман Аркадий Львович;

Редактор и корректор: Е.Л. Гринь;

Компьютерное макетирование и верстка: А.Р. Фрумин;

Дизайн обложки: А.Р. Фрумин;

WEB-мастер М.В. Мундиров;

На обложке рисунок: Бориса Хесина.

Восьмая книга в серии «Мое местечко». Рассказывает об истории и жителях населенных пунктов, бывших когда-то еврейскими местечками.

Рассчитана на широкий круг читателей.


Уроженка Добромыслей Шлеймович с фотографией родственников, погибших в местечке в годы войны.Деревня с названием Добромысли. Сегодня – это центр сельского совета Лиозненского района, а когда-то – известное еврейское местечко Добромысль с богатой историей.

Нет точных данных о времени его основания. Но если судить по хасидским преданиям, то отсчет следует вести с начала XVII века.

Есть легенда, объясняющая красивое название Добромысль. Когда-то, в старые времена, на тракте, ведущем из Любавичей в Витебск, на этом месте стояли только корчма и заезжий двор. Здесь останавливались проезжие, среди которых было много торговых людей. В иные дни всем даже не хватало места в заезжем дворе. Корчмарь еврей решил сделать новые пристройки. Он рассказал об этом местным белорусам, которых собирался нанять на работу, и те ответили: «Добрая мысль», то есть хорошая мысль. Вскоре было построено несколько новых домов, и место стало называться Добромысль.

Шумилино. Железнодорожный вокзал.Шумилино я знаю давно. Не раз встречался с жителями и выходцами из этого местечка, а позднее – городского поселка. О некоторых из них писал в очерках и книгах.

Но мысль написать очерк об истории Шумилино и его еврейской составляющей у меня возникла после того, как я просмотрел книгу «Память. Шумилинский район». Обратил внимание, что про евреев «забыли». Не то, чтобы нет и вовсе упоминаний. Кое-где проскакивает это слово, например, в донесениях витебскому генерал-губернатору о молодых революционерах, которые в 1906 году устроили сходку. Встречаются и еврейские фамилии, например, Героя Советского Союза Моисея Шварц­мана, который сражался за освобождение района, а буквально через несколько дней погиб, форсируя Западную Двину в районе Бешенковичей, где ему установлен памятник.

У памятника расстрелянным жителям деревни Стайки.Начиналось все достаточно привычно. Последнее время многие люди среднего возраста, да и молодежь, хотят узнать, кем были их предки. Особенно это касается тех семей, где опасались, по тем или иным причинам, говорить правду. Белые пятна в семейной биографии считались более безопасными, чем откровенный рассказ о тех, кого власти записали в изгои.

Аниськов Анатолий Владимирович, вполне благополучный, состоявшийся человек, пришел в Еврейский общинный центр и не только рассказал о своей семье, но и принес ксерокопии документов.

Он сам родился в 1966 году в Орше. Отец – Аниськов Владимир Залманович, 1932 года рождения, мать – Аниськова Людмила Анатольевна.

Я листал документы и знакомился с именами, отчествами, которые ни о чем мне не говорили.