Поиск по сайту журнала:

 

Перед открытием памятника, установленного на месте расстрела евреев Яновичей недалеко от бывшей деревни Зайцево, 1956 год.После войны из Ленинграда приезжал Исер Пукшанский. В 1941 году он успел буквально за несколько часов до прихода немцев уйти из местечка. Исер ходил в сельский Совет, задавал вопросы о памятниках на местах расстрелов, был одним из инициаторов их установки. Приезжали и другие довоенные жители местечка, их родственники, участники Великой Отечественной войны, партизаны. Они хлопотали об установке памятников, готовы это были сделать за собственные средства, создали инициативную группу. В 1950 году стали собирать деньги на памятник погибшим. Бухгалтерию вела Ревека Ильинична Драпкина (Семейная).
В 1951 году, в начале сентября, к местам расстрела съехались яновичские евреи, их родные и знакомые из многих белорусских городов, также из Москвы, Харькова и Ленинграда. Потом такая встреча стала ежегодной.

Местные власти поддержали инициативу об установке памятников и приняли участие, выделив в дополнение к собранным необходимые средства.

Вот протокол заседания Яновичского сельского Совета от 6 мая 1955 года: «В 1955 году полностью по сельскому Совету закончить благоустройство братских могил воинов, павших в борьбе с немецкими оккупантами за освобождение нашей Родины…»

Памятники на могилах расстрелянных евреев были сделаны по этому же постановлению.

«В 1956 году на строительство памятников на братских могилах Яновичским сельским Советом было затрачено 2094 рубля».

Старожилы утверждают, что сначала памятник поставили недалеко от деревни Зайцево, на месте расстрела 1600 человек. Это было в 1955 году, когда отмечали 10-летие Победы в Великой Отечественной войне. А через год ещё один памятник поставили у ручья в урочище Стрелка.

Памятники были одинаковые: оштукатуренные пирамиды, наверху пятиконечная звезда, а чуть ниже – герб Белоруссии и табличка «Вечная память гражданам СССР, зверски расстрелянным гитлеровскими бандитами 10 сентября 1941 года».

В районе деревни Зайцево большая площадка метров 50 длиной на 20 шириной была обнесена бетонными столбиками с металлическими трубами, сделана калитка. Слева и справа от памятника следы двух рвов. В них лежат трупы расстрелянных евреев.

Около памятника в урочище Стрелка ограждена площадка поменьше размером, метров двадцать на двадцать.

Вспоминает Зоя Ломоносеник: «Жившие до войны в местечке евреи расселились по всей стране, но в начале сентября собирались в Яновичах. Собирал их Борис Лазаревич Эфрос, тот мальчик, которому удалось бежать из гетто в день расстрела. Созвонившись с Борисом (начало 80-х годов), я поехала в Витебск. Люди собирались у Смоленского рынка, усаживались в арендованный автобус, ехали в Яновичи, где посещали обе могилы. Потом в местном кафе устраивался поминальный обед.
В конце 80-х – начале 90-х народ разъехался по разным странам. Уехал с семьёй в Израиль Борис Лазаревич Эфрос. В последний раз вдвоём с Екатериной Аркадьевной Никифоровой мы ездили на дальнюю могилу в Зайцево на телеге со знакомым ей возчиком. Теперь я езжу в Яновичи одна и только на ближнюю могилу. Одной до дальней не добраться».

В 60 – 70-е годы над захоронениями шефствовали ученики и учителя Ситниковской школы. Каждый год, приезжая 10 сентября в Яновичи, Галина Хавинсон привозила книги в подарок для библиотеки этой школы.

Впервые около памятников в Яновичах я был в начале 90-х годов. Памятники казались мне врастающими в землю. Местный фермер, арендовавший землю в урочище Стрелка, рассказывал, что весной большая вода памятник заливает, место топкое, к нему не подойти. Да и вид памятника был устрашающий: поваленные деревья вокруг, обвалившаяся штукатурка.

Лет через шесть – семь я снова пришёл к памятнику в урочище Стрелка: вроде тот же обелиск, но что-то изменилось. Да и появившаяся табличка с надписью на идиш несколько обескуражила: неужели в прошлый раз я её не увидел?

Уже дома, сравнивая фотографии, сделанные в разные годы, понял, что памятник переделан. Табличка на русском языке убрана из-под барельефа герба и посажена на нижнюю тумбу. Рядом (с боковой стороны) появилась табличка с текстом на идиш. Судя по всему, эта табличка из белого мрамора достаточно старая.
Выдвину предположение, что сделана она была в середине пятидесятых годов, когда открывали памятник, но тогда её не разрешили установить. Обновление памятников сделали, скорее всего, жители Санкт-Петербурга: дети и внуки тех, кто когда-то хлопотал об их установке.

Раньше к памятникам приезжало много людей, поминали погибших. Последнее десятилетие редко кто сюда приходит. И всё же про яновичскую трагедию помнят. И пока будут живы внуки и правнуки погибших здесь людей, в разных городах мира будут зажигаться свечи в память о них, проводиться траурные мероприятия, в синагогах произноситься поминальные молитвы.
10 сентября 2011 года, в день 70-летия расстрела Яновичского гетто, был проведён траурный митинг, организованный поселковым Советом, местной средней школой и Витебской городской еврейской общиной. Говорили проникновенные речи, звучали имена и фамилии погибших, школьники читали отрывки из воспоминаний яновичских старожилов, звучала еврейская музыка.
«Ежегодно перед Днём Победы, ученики нашей школы убирают у памятника, обрезают деревья, приносят цветы», – рассказывает директор Яновичской средней школы Ирина Михайловна Изобова.
В начале 2010-х годов за деньги фонда имени Саймона Марка Лазаруса (семьи из Великобритании и США, которые устанавливают памятники жертвам Холокоста во многих городах и местечках Беларуси) у старых памятников у деревни Зайцево и в урочище Стрелка поставили новые. На них текст на белорусском языке и иврите.

Новый памятник, поставленный в урочище Стрелка, удачно вписался в место. А вот другой памятник, у бывшей деревни Зайцево, не довезли до места расстрела, наверное, метров триста. Осенью из-за дождей машина не прошла. И решили поставить у развилки дорог, одна из которых ведёт в Руднянский район России, до границы два с половиной километра, а другая – к месту расстрела. Как-то неуютно и сиротливо чувствует себя памятник на этом месте. И добраться до него непросто...

Дети и внуки евреев, погибших в Зайцево, стучались во властные кабинеты, писали письма. И дело сдвинулось с места.
Большое строительство в Яновичах ведёт Витебская бройлерная птицефабрика «Ганна». Дорога используется, в том числе и транспортом этого предприятия. До конца 2020 года Витебская бройлерная птицефабрика «Ганна» совместно с Витебским областным Фондом мира обещали сделать дорогу до бывшей деревни Зайцево, до памятников, по которой можно было бы ездить на машинах, ходить пешком в любое время года.
В память о жертвах Яновичского гетто установлен памятник на Витебском еврейском кладбище. Его поставил ещё в 60-е годы Шолом Островский, живший до войны в Яновичах.

В Мемориальном музее Катастрофы и Героизма Яд-Вашем в Иерусалиме в Долине погибших общин на иврите и английском языке написано название местечка «Яновичи».

Перед открытием памятника, установленного на месте расстрела евреев Яновичей недалеко от бывшей деревни Зайцево, 1956 год. Памятник на месте расстрела евреев Яновичей недалеко от бывшей деревни Зайцево, 1956 год. Памятник на месте расстрела евреев Яновичей недалеко от бывшей деревни Зайцево, 1956 год. Родственники яновичских евреев, расстрелянных в годы Холокоста, каждый год 10 сентября приезжали к памятникам. Родственники яновичских евреев, расстрелянных в годы Холокоста, каждый год 10 сентября приезжали к памятникам. У памятников расстрелянным родственникам и землякам. Начало 70-х годов. У памятников расстрелянным родственникам и землякам. Начало 70-х годов. В конце 80-х годов в последний раз у памятников собралось много родственников погибших яновичских евреев. Памятник в урочище Стрелка, 1992 год. Памятник в урочище Стрелка, начало 2000-х годов.  Молитва у нового памятника в урочище Стрелка. Траурный митинг в день 70-летия расстрела Яновичского гетто.  Клезмерский ансамбль Витебской общины. Траурный митинг в день 70-летия расстрела Яновичского гетто. Школьники Яновичской школы. Памятник жертвам Яновичского гетто на Витебском еврейском кладбище. Мемориальный музей Катастрофы и Героизма Яд-Вашем. Долина Погибших Общин.