- Кандель Феликс. «Очерки времен и событий. Из истории российских евреев», Ассоциация «Тарбут», Иерусалим, 1988.
- Еврейская энциклопедия, т. 10, СПб, репр. изд., «Терра», Москва, 1991 г., стр. 315.
- Иллуй – молодой человек, обладающий потрясающими способностями к изучению Торы.
- Гемара – (арамейское, буквально «завершение», «изучение», «воспринятое от учителя»), свод дискуссий и анализов текста Мишны – первого письменного текста, содержащего в себе религиозные предписания ортодоксального иудаизма, включающий их постановления и уточнения Закона. В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности.
- Черняков Борис «С ней и о ней», «Мишпоха», 1997 г., № 3, стр. 25.
- Там же
- Шулхан Арух – (иврит, буквально «накрытый стол») – кодекс практических положений Устного Закона или Устной Торы, которая служит неотъемлемым дополнением к главному священному тексту иудаизма – собственно Торе.
- Тана – мудрец эпохи Мишны. Здесь в переносном смысле, чтобы подчеркнуть необычайные способности юноши.
- Еврейская энциклопедия, т. 16. СПб, репр. изд., «Терра», Москва, 1991 г., стр. 56.
- Цадик – (иврит – «праведник») – духовный лидер хасидов.
- Гессен Ю. «К истории религиозной борьбы среди русских евреев в конце XVIII и в начале XIX в. (по архивным данным)» //Книжки Восхода. 1902 г. февраль, стр. 76–77.
- НИАБ, ф. 1731, д. 36, л. 615.
- Державин Г., ПСС, т. VI, стр. 715–717.
- «Живописная Россия», т. 3, репр. изд., 1882 г., Минск, «Беларуская энцыклапедыя», 1993 г., стр. 17
- Кандель Феликс. «Очерки времен и событий», часть вторая. Ассоциация «Тарбут», Иерусалим, 1990 г., стр. 24.
- Эйдельман Михаил. «Старик Державин нас заметил…» Газета «АМИ. Народ мой», № 14 (235), 31 июля 2000 г.
- http//voina 1812.narod.ru/prl.html
- Гинзбург С. «Отечественная война 1812 г. и русские евреи», СПб, 1912 г., стр. 121.
- Могилевский Мендель. «Кантонисты» (Воспоминания моего деда), газета «Берега», № 4 (45), апрель, 2003 г.
- Бет-Мидраш (иврит – «дом учения») – место изучения Торы, Танаха, а также Мишны, Талмуда и постталмудической раввинистической литературы, но не тождественное хедеру и иешиве. Иногда употребляется и в значении «молельный дом», но не тождествен синагоге.
- Талмуд (иврит – «учение, учеба») – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
- Семенов-Тяньшанский П.П. «Полное географическое описание нашего отечества», 1905 г., СПб, стр. 507.
- Семенов-Тяньшанский П.П. «Для русских людей», СПб, 1905 г.
- Записано со слов Сахарова И.А., хранится в Лиозненской районной библиотеке.
- Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилевской губернии. Кн. II. Могилев, 1884 г.
- Из воспоминаний старожила Лиозно М. Новикова. Хранятся в Лиозненской районной библиотеке.
- Шойхет у-бодек – резник, совершающий убой скота и птицы и обработку мяса согласно законам кашрута, Шойхет, и в тоже время контролирующий этот процесс – Бодек.
- Исраэль Баал-Шем-Тов – основоположник и вдохновитель хасидизма.
- Сойфер – переписчик святых текстов
- Смиха – удостоверение раввина.
- Журнал «Мишпоха», № 3, 1997 г., А. Шульман «От прадеда до правнука», стр. 86.
- Тихомирова Н. «Адреса Марка Шагала». Газета «Сцяг перамогi», № 24 (9004), 27 сакавiка, 2001 г.
- Публикуется по статье «Новые документы к биографии и родословной Марка Шагала». Владимир Денисов. «Бюллетень Музея Марка Шагала», №1 (17) 2002 г., стр. 19–20.
- Шагал Марк. «Моя жизнь», СПб, «Азбука», 2003 г.
- Там же
- Там же
- Эфрос А., Тугендхольд Я. «Искусство Марка Шагала», Москва, «Геликон», 1918 г.
- Шагал Марк. «Моя жизнь», СПб, «Азбука», 2003 г.
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Там же
- Тихомирова Н. «Адреса Марка Шагала». Газета «Сцяг перамогi», № 24 (9004), 27 сакавiка, 2001 г.
- «Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год», Могилев, 1903 г., стр. 314, 324.
- Подлипский А. «Вторая родина Марка Шагала», Витебск, 2002, стр. 17.
- Шагал Марк. «Моя жизнь», СПб, «Азбука», 2003 г.
- Из выступления Володарского В. на Первых Всесоюзных Шагаловских чтениях. См.: 1991 г. I Шагаловские дни в Витебске (стенограмма) //Бюллетень Музея Марка Шагала, 2001, № 1 (3), стр. 12
- Шагал Марк. «Моя жизнь», СПб, «Азбука», 2003 г.
- Из воспоминаний Соболева Григория. Хранятся в Лиозненской районной библиотеке.
- «Песни и романсы русских поэтов», «Библиотека поэта», Москва–Ленинград, 1965, стр. 1064.
- Из воспоминаний Сметаникова Дмитрия. Хранятся в Лиозненской районной библиотеке.
- Государственный архив Витебской области, ф. 10052, о. 1, д. 7, л. 84.
- Черняков Б. «С ней и о ней». Ж-л «Мишпоха», № 3, 1997 г., стр. 24–25.
- Там же
- Паперна А.И. «Из Николаевской эпохи». «Пережитое», т. 2, Спб, 1910, стр. 20–21.
- Могилевский Медель «Черти в бане» http://www.vestnik.com/issues/98/1110/koi/mogil.htm
- Булгаков Михаил. «Банные дела», газета «Гудок», 9 июля, 1924 г.
- Государственный архив Витебской области, ф.1251, оп. 2, д. 56, л. 25.
- Сергей Граховский. «Местечко... Местечко...»
- Государственный архив Витебской области, ф. 1947, оп. 1, д. 22, л. 150–150 об.
- Гоз Элла. «Я храню это в сердце моем», «Русская коллекция», 2008 г.
- Там же
- Либкинд Борис . «Знахарь из Лиозно и его дети». «Воскресшая память», № 4, Минск, «Медисонт», 2008, стр. 107–116.
- Гоз Элла. «Я храню это в сердце моем», «Русская коллекция», 2008 г.
- Апарцева Лея. «Дни детства» http://shtetle.co.il/Shtetls/liozno/aparceva.html
- Государственный архив Витебской области, ф. 104, оп. 2, д. 15, стр. 536.
- Юрьев Д. «Полет во времени над Лиозно». Газета «Сцяг перамогi». 30 чэрвеня, 2001 г., № 51–52 .
- Черняков Борис. «Авром Тайц и Клим Ворошилов».
- Гоз Элла. «Я храню это в сердце моем», «Русская коллекция», 2008 г.
- Анна Бродоцкая. «Интервью с Б. Пукшанским» www.jewishpetersburg.ru
- Анна Бродоцкая. «Интервью с Б. Пукшанским» www.jewishpetersburg.ru
- Анна Бродоцкая. «Интервью с Б. Пукшанским» www.jewishpetersburg.ru
- Гоз Элла. «Я храню это в сердце моем», «Русская коллекция», 2008 г.
- Эренбург И., Гроссман В. «Черная книга».
- У. Бандарэнка «У Iерусалiме пасаджаны дрэвы». Газета «Сцяг перамогi»,чэрвень, 1999 г.
- Архив «Яд-Вашем», ф. 7021, оп. 84, д. 8.