Поиск по сайту журнала:

 

Самуил Брук.Моя бабушка Соня часто мне рассказывала о своём детстве и молодости. Она родилась в Полоцке, где прошло её детство, потом она познакомилась с моим дедушкой Самуилом Бруком (евреи его звали Муля). Он жил в деревне Лахи Витебской губернии.

Мой прадед по фамилии Брук прослужил в царской армии 25 лет за это ему дали надел на этом месте. Это был первый еврей-поселенец в деревне Лахи затем появились другие поселенцы.

Мой дед работал кузнецом. Лахи – это примерно один километр от Езерище. Деда все селяне уважали. Он был добрый, мягкий и отзывчивый человек. Его характер передался моей маме. У деда и бабушки было трое детей: Геся, Рива и Маруся.
Моя мама Рива родилась в д. Касьяниха, это рядом с посёлком Бычиха. Позднее мама поехала учиться в Ленинград на бухгалтерские курсы, а Геся пошла на фронт на финскую войну. Накануне войны бабушка поехала в Ленинград навестить Риву, а перед этим строго наказала деду присматривать за домом, чтобы ничего не украли!
Началась война, бабушка пошла на вокзал покупать билет домой, но ей ответили: "Поезда туда уже не ходят". Бабушка была эвакуирована на Урал в г. Солекамск. Затем туда приехала дочь Геся, а позднее, после прорыва блокады Ленинграда, приехала моя мама Рива. Младшая дочь Маруся осталась с сестрой моего деда Идой. У неё была дочь, сын и муж Хаим Поташинский. Все они спасались от немцев, уходили через леса, питались, как могли, немцы постоянно бомбили беженцев.
У Иды была мать, которая была прикована к постели, она им говорили: «Бросайте меня, уходите, уходите». Они взяли её, положили в лодку, и поплыла она по течению. Какая её судьба никто не знает. Позднее Ида себя упрекала, что большой грех совершила – бросила больную мать. Они также эвакуировались в г. Солекамск, все работали на военном заводе.
По окончанию войны бабушка написала письмо в Езерище. И получила ответ: "Дома твоего нет, а мужа немцы расстреляли". Немцы собрали всех евреев из деревни Лахи, отвели в Езерище и там расстреляли.
После войны бабушка сначала жила в г. Приозёрск, а затем переселились в г. Невель. Это близко от Езерище, там уже жили наши родственники: Ида с мужем, её дочь Роза.
Муж Иды – Хаим Поташинский был очень религиозный человек. Однажды, это было ещё в 60-х годах, я тогда был пацаном, мы решили поехать в Езерище, посетить могилу деда. Приехав, расспросили, где могила расстрелянных евреев. Местные жители посоветовали идти к вокзалу, напротив вокзала – братская могила. Никакой дороги к этому месту не было. Лес, кустарник, заболоченное место, покрытое мхом. Пройдя довольно много, мы вышли на опушку, где стоял памятник, и небольшая табличка на нём, что на этом месте расстреляно 150 человек, без указания что это – евреи. Это был ещё старый памятник. Дед Хаим прочитал там молитву "Кадиш". Затем мы отправились в деревню Лахи. Она расположена прямо у дороги, которая ведёт из Санкт-Петербурга в южном направлении. Дома, в котором жили мои дедушка и бабушка, уже не было, но сохранился колодец.
Впоследствии я часто ездил в Езерище...

Михаил БРУК

Самуил Брук.