Листая старые газеты
Август 1941 года. На всех франтах идут тяжёлые, ожесточённые бои. Враг уже рвётся к Москве и Ленинграду. Расстояние от линии фронта до центра фашистского логова в пределах 1000 км. Фашистская пропаганда объявила на весь мир, что советская авиация уничтожена и ни одна русская бомба не упадёт на Германию. И вдруг, как гром среди ясного неба, – русские нанесли бомбовый удар по Берлину.
Кто же были те беспримерного мужества и отваги герои, которые первыми проникли в логово фашистского зверя и напомнили ему о том, какая расплата неминуемо ждёт фашистов за все их злодеяния?
Для выполнения задания Верховного Главнокомандования была создана Особая группа из наиболее подготовленных и опытных ночных экипажей 1-го минно-торпедного авиационного полка под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского. Организацией подготовки и выполнением операции руководил генерал-лейтенант авиации Семён Федорович Жаворонков.
Наикратчайший путь до Берлина, позволявший использование самолётов ДБ-3, был с острова Эзель (Саарема). По подсчётам, продолжительность полёта равнялась 7– 8 часам. В целях детального уточнения условий полётов в ночь с 4 на 5 августа была произведена воздушная разведка. Выяснилось, что Берлин имел частичное затемнение. Он был опоясан тремя кольцами зенитной обороны. Непосредственно над городом патрулировали ночные истребители.
Технический анализ этого полёта дал гарантийную возможность производить налёты с бомбовой нагрузкой 750 – 1000 килограммов. При благоприятных условиях самолёты могли вернуться, имея в запасе 5 – 7 процентов горючего.
После тщательной подготовки и уточнения маршрута в ночь на 8 августа группа в составе 12 ДБ-3 до наступления темноты вылетела на задание.
Генерал Жаворонков тепло напутствовал авиаторов:
– Помните, товарищи, за вами следит вся наша Родина, весь мир! Не уроните чести, выполните приказ.
Самолёты набирают высоту. Быстро наступает темнота. Начинает моросить дождь. Самолёты поднимаются выше. Но и там, на высоте 5500 метров, густая, неразрывная стена облаков.
Преображенский идёт головным. По сторонам, почти вплотную к нему, самолёты М. Плоткина и Н. Дашковского. А чуть дальше – экипажи В. Гречишникова, А. Фокина, П. Трычкова, Г. Беляева, И. Флягина, А. Ефремова. Лететь трудно – сказывается большая высота, кислородное голодание. И, кроме того, подстерегает опасность врезаться в аэростатные заграждения. Их много на пути.
– Набирайте высоту семь тысяч, – передает флагманский штурман П. Хохлов. – Надо, пробить эти проклятые облака.
И вот наконец облачность разорвалась. Выглянула луна и осветила открывшийся внизу город. Ртутно блестит река. Сверкает огнями центр. Это – Берлин. Зенитная оборона молчит. Значит, не ждала балтийских гостей.
Преображенский плавно развернул свой самолёт над городом, подал сигнал экипажам: «Идти на заданные цели!» Приглушив моторы, самолёты разошлись. Свою машину полковник повёл на завод Симменса. Плоткин и Гречишников направились к промышленным районам – Шпандау и Лихтенфельде. Дашковский – к Штеттинскому вокзалу...
Тишина раскололась. К небу взметнулись огромные языки пламени. Закачались, рухнули стены цехов, где готовилось оружие для отправки на восток. Рушатся заводские кварталы, взрываются склады боеприпасов. Вот оно возмездие! Ещё заход. Штурманы снова нажимают на рычаги сбрасывателей тяжёлых бомб...
Берлин темнел и скрывался из виду не сразу. Лучи прожекторов заметались в небе, ослепили, прорезали ночную тьму. Зловеще замелькали разрывы снарядов.
Возвращение на базу тоже было неимоверно тяжёлым. Сорок минут, огненных, ураганных, – это обратный путь до Штеттина. Море вспышек, море острых смертоносных искр. Высота 7000 метров, 7500... Самолёты держат курс на родину…
А в ночь с 8 на 9 августа повторяется тот же путь мужества и отваги. Потом ещё несколько раз летали бесстрашные соколы на бомбёжку фашистского логова.
Родина высоко оценила беспримерный подвиг балтийских лётчиков. 13 августа 1941 года звание Героя Советского Союза было присвоено полковнику Б.Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову; А.Я. Ефремову, М.Н. Плоткину, П.И. Хохлову. Остальные были награждены орденами и медалями.
Авиационная группа полковника Преображенского в крайне тяжёлых условиях продолжала налёты на Берлин, каждый раз меняя направление выхода на цель и тактику ударов. Они длились до начала сентября. Удары балтийских лётчиков нанесли ощутимые разрушения и имели большое политическое, военное и международное значение. Они показали всему миру силу нашей авиации, высокую боевую выучку её кадров. Успешные налёты на Берлин поднимали моральный дух советского народа как в тылу, так и на фронте, вселяли уверенность в победу над коварным врагом.
«Ни один камень не содрогнётся в Берлине от постороннего взрыва. Немцы могут жить в столице спокойно. Советская авиация уничтожена. Советский военный флот в кратчайшие сроки будет уничтожен».
Из заявления Геббельса представителям иностранной печати. Июль 1941 года.
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО: «В ночь с 7 на 8 августа группа наших самолётов произвела разведывательный полёт в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь».
Г. МИРОШНИЧЕНКО,
газета «Красная Звезда», 12 августа 1971 года
ПЛОТКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
Родился в 1912 г. в д. Ардонь Клинцовского р-на Брянской обл. Еврей. В Вооружённых Силах с 1931 г. Член КПСС с 1939 г. В 1929 г. поступил в Москве в школу ФЗУ, одновременно учился на курсах авиатехников при ВВА. В 1931 г. поступил в Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде, а через год продолжил учёбу в Военной школе лётчиков в г. Энгельсе. После окончания школы служил в авиации КБФ. В 1938 г. стал помощником командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка. В составе этого полка М.Н. Плоткин участвовал в боях с белофиннами, совершив 36 боевых вылетов на бомбовые удары по дальним базам противника. За отличное выполнение боевых условиях был награждён орденом Ленина.
С первых дней Великой Отечественной войны эскадрилья под его командованием вылетала на бомбовые удары по мотомеханизированным частям и войскам противника, на минные постановки. 30 июня 1941 г. она участвовала в бомбовом ударе балтийской авиации по механизированным частям противника в р-не Двинска (Даугавпилса). Удары производились с высоты 200 – 450 м, врагу был нанесён значительный урон: разбито до 50 танков и бронемашин, около 200 автомашин, уничтожено много живой силы. В воздушных боях было сбито 12 самолётов врага. В июле 1941 г. из состава 1-го минно-торпедного авиаполка было выделено 20 экипажей лётчиков для выполнения правительственного задания – бомбардировке Берлина. В состав этой группы вошёл М.Н. Плоткин. В ночь на 8 августа он участвовал в первом налёте на Берлин, а 9 августа вторично бомбил столицу Германии.
За героизм и лётное мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. капитану М.Н. Плоткину присвоено звание Героя Советского Союза.
В августе 1941 г. он ещё дважды совершал успешные 6oeвые вылеты на бомбардировку промышленных объектов Берлина, бомбоудары по противнику. За успешное выполнение заданий, нанесение большого урона врагу М.Н. Плоткин награждён орденом Красного Знамени. Он участвовал в Великой Отечественной войне восемь с половиной месяцев, совершил 69 успешных 6oeвых| вылетов и более 30 ответственных перелётов.
7 марта 1942 г., возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке мин, М.Н. Плоткин погиб.