Поиск по сайту журнала:

 

Матвей Басов на выставке в подмосковной Коломне.В конце февраля этого года в Москве у входа в Российскую государственную библиотеку искусств, что находится на улице Большая Дмитровка, 8, появилась афиша с приглашением на выставку известного белорусского художника Матвея Басова. Её открытие состоялось 5 марта.
Прежде чем попасть на выставку, хочется немного рассказать об уникальном месте, в котором она проводилась. Российская государственная библиотека искусств – национальная библиотека Российской Федерации и континентальной Европы – одна из крупнейших в мире, ведущее научно-исследовательское заведение.
Помимо научно-исследовательской деятельности библиотека проводит большую культурно-массовую работу. Сюда приходят москвичи и гости столицы на концерты, литературные вечера, в дискуссионные клубы, на выставки художников. Здесь выставляют свои работы лучшие из лучших.
Матвей Басов – один из них. Он потомственный художник. Его отец Израиль Басов и дядя Вениамин Басов были известными художниками из старинного белорусского городка Мстиславля. От них унаследовал Матвей талант художника.

Сам Матвей родился и вырос в Минске. Формированием его личности занимался отец. Под его наблюдением Матвей с раннего детства рисовал, делал наброски. Свою первую медаль он получил в 13 лет на конкурсе детского изобразительного творчества в Италии.
С тех пор Матвей Басов дарит людям свой необыкновенный яркий талант художника.
Его творческий путь был непрост. Но Матвей много работал над собой и стал знаменитым. Искусство художника славится на всех континентах. Он участвовал в более 200 республиканских, всесоюзных и международных выставках, 160 из них – персональные. Они проводились в Беларуси, России, Литве, Эстонии, Польше, Франции, Швейцарии, Бельгии, Испании, Израиле, Германии, Австрии, Австралии, Канаде, США. Его картины можно увидеть в музеях и картинных галереях, частных коллекциях Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Сан-Франциско.
Нью-Йорк Матвей Басов покорил 20 лет назад. Здесь нередко проходят его выставки. В это время и я приезжаю из своего Баффало в Нью-Йорк к моей минской подруге Белле Мироновой, сестре жены Матвея Зои. Белла познакомила нас ещё в Минске.
Часто встречаясь, мы делились семейными радостями и печалями, помогали друг другу. В одном трудно было помочь – признании творчества Израиля Басова, отца Матвея. Талантливейший художник XX века Израиль Басов в советские времена писал мир реальным, но это была та реальность, которая не устраивала власть предержащих. Трудно было добиться признания и его сыну, пока не загорелся в Беларуси зелёный огонёк к еврейской теме. Сегодня Матвей Басов – один из мэтров живописи у себя на родине и в других странах. Он член Союза художников Беларуси. О нём снято пять фильмов. Его имя вошло в ряд энциклопедий.
Ему, уже всемирно известному художнику, удалось восстановить имя отца. Это произошло в 2018-м, в год 100-летия со дня рождения Израиля Басова. На здании краеведческого музея в Мстиславле установлена мемориальная доска с его именем. Прошло четыре выставки Израиля Басова, прежде всего в Национальном художественном музее Беларуси, в минском Дворце искусств, в Мстиславле и совместная выставка Израиля и Матвея Басовых в Музее Марка Шагала в Витебске. Матвей Басов не раз выставлялся в музее Шагала, Витебск всегда рад ему.
Год 2018-й был для Матвея счастливым. Потому что в ноябре этого года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась его персональная выставка на тему Холокоста, посвящённая 75-летию гибели Минского гетто, в котором гитлеровцы уничтожили 100 тысяч евреев. Выставку организовала посол, заместитель постоянного представителя миссии Республики Беларусь в ООН Ирина Величко. Более 30 волнующих картин представил художник на выставке. Она прошла с большим успехом. Ежедневно в штаб-квартире ООН бывает дипломатический корпус из 193 стран. Поэтому можно сказать, что Матвей Басов покорил своим творчеством весь мир.
В Нью-Йорке у Матвея Басова есть и своя картинная галерея. Так я называю квартиру моей подруги Беллы. Я видела здесь много чудесных работ художника на разные темы: религия, любовь, семья, природа – ничто человеческое не чуждо его библейским и земным героям. Пронизанные светом и волшебными туманами картины Матвея Басова волнуют и чаруют. Они написаны так, что порой кажется, это не живопись, а скульптурный рельеф. Манеру его письма называют корпусной живописью. На это уходит много красок. Они ложатся так естественно и своеобразно, что от картины глаз не отведёшь.
Я называю Матвея «солнечный человек и солнечный художник». Но нередко набегают тучи – тяжёлые, свинцовые. И тогда они закрывают солнце для людей и солнце на полотнах художника. Эти тучи – Катастрофа, Холокост. Это целый пласт в жизни и творчестве художника.
Значительное место в творчестве Матвея Басова занимает тема Холокоста. Когда Матвей писал эти картины, он не знал, что они будут экспонироваться на самом высоком уровне – в ООН, а затем в Российской государственной библиотеке искусств в Москве.
Я побывала на выставке Басова в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и написала о ней. Попасть в Москву на его выставку мне не удалось. Япозвонила Матвею по скайпу, от всей души поздравила его с таким значительным событием и попросила ответить на вопросы.
– Постараюсь, Света, – ответил он с присущей ему доброй скромной улыбкой. При всей своей знаменитости Матвей Басов очень простой, отзывчивый и скромный человек.
С.Г. – Матвей, я часто пишу о тебе и знаю, что ты уже покорил Москву и Подмосковье своим талантом, мастерством, высокой духовностью. Твои персональные выставки проходили в Коломне, в Егорьевском художественном музее под Москвой, в Центральном Доме работников искусств. В Российской государственной библиотеке искусств твоя экспозиция показывается во второй раз...
М.Б. – Ты права. В РГБИ первая моя персональная выставка состоялась семь лет назад. Та выставка была посвящена библейской теме. Нынешняя экспозиция освещает тему Холокоста.
С.Г. – Почему выбор по проведению нынешней выставки выпал именно на тебя?
М.Б. – Ну, во-первых, я дружен с директором этой библиотеки Адой Колгановой и заведующим отделом культурных программ Екатериной Шумянцевой с моей первой выставки, и они хорошо знают темы моего творчества. Во-вторых, каждые два года я принимаю участие в проводимых библиотекой традиционных конференциях по Михоэлсу. Там два месяца назад мы и договорились об этой выставке.
С.Г. – Название твоей выставки «Стук в дверь» мне знакомо. Я хорошо помню эту твою картину. И кроме того так называлась твоя выставка в ООН. Почему названия одинаковые?
М.Б. – Действительно, под таким названием проходила моя выставка в штаб-квартире ООН. Для меня это большая честь. Я на всю жизнь запомнил эту выставку, которая проводилась, образно говоря, на глазах у всего мира. С особым теплом и благодарностью вспоминаю Ирину Величко, белорусского дипломата, в сердце которой живёт любовь и сострадание к еврейскому народу и всем жертвам той страшной войны. Войны, которую мы справедливо называем Великая Отечественная, в которой советские люди отстояли свою страну в борьбе против гитлеровских захватчиков.
Название той выставки в ООН я оставил, потому что выставка нынешняя в Москве является по теме продолжением предыдущей.
С.Г. – Недавно мы с Ириной Величко разговаривали о тебе как о художнике и человеке. Я спросила у неё, часто ли проходят в ООН выставки белорусских художников. Ирина Александровна ответила: «Не знаю, как прежде, но за последние 15 лет Матвей Басов – единственный белорусский художник, чья выставка экспонировалась в белорусской миссии ООН. Он, безусловно, выдающийся художник, чей талант не расходится с его гражданской позицией. Он достойно представил в ООН нашу Республику Беларусь.
Мы знаем, что долгие годы в Беларуси не звучало слово Холокост, и, за редким исключением, не было такой темы в творчестве художников. Почему ты обратился к ней?
М.Б. – Света, у нас общая боль. Твои родные во время войны погибли в Минском гетто, твой отец – герой, руководитель подполья Минского гетто Михаил Гебелев замучен в застенках гестапо. Родные моей жены Зои и её сестры Беллы уничтожены гитлеровцами в числе 5 тысяч евреев в Любомле на Волыни. Мы говорим о Минском гетто, в котором погибло 100 тысяч евреев. А ведь на территории нашей многострадальной Беларуси было свыше 300 еврейских гетто, где гитлеровскими извергами было уничтожено более 800 тысяч евреев. И хотя я родился после войны, я пронёс в своём сердце эту страшную трагедию. Я пронёс боль по моему деду Борису Заку, который воевал и погиб в битве под Сталинградом в конце 1942-го. И я передал правду о войне и Холокосте в моих работах. Создавая их, я хочу защитить мир от новых жестоких уроков истории, которая может повториться.
С.Г. – На выставке в ООН, площадке для переговоров, где были выставлены твои картины, Беларусь напомнила: такое не должно повториться! Сейчас у тебя новая выставка, теперь уже в Москве. Каков её девиз?
М.Б. – В этом году мы отмечаем 75 лет Великой Победы. Он назван Годом памяти и славы. Это и есть девиз выставки.
С.Г. – Что общего и какое различие между этими выставками?
М.Б. – Общее – чувство тепла, взволнованности, переживаний, настроенности на борьбу со злом. Общее – трепетное отношение к художнику, к представленным работам.
Различие – в оформлении, компоновке материала, аудитории. На моей выставке в штаб-квартире ООН были показаны только картины. Их установили на мольберты – каждую отдельно. Места было много. И было много света. И тепла...
Выставка в РГБИ проходила в Голубой гостиной. Так называют в библиотеке картинную галерею. Эта выставка богаче по жанрам. Она включила живопись, графику и коллажи. Специалисты высокой квалификации под руководством заведующего отделом культурных программ Екатерины Шумянцевой, занимались подготовкой выставки. Ты уже видела приглашение-плакат к ней. Библиотека находится в центре Москвы, рядом расположены Большой театр, Театр оперетты. Здесь собирается много поклонников искусства. Специалисты хорошо скомпоновали экспозицию: картины, графику, коллажи. Каждой работе нашлось место. Мне приятно, что на выставке представлены все жанры, в которых я работаю последние 15–20 лет.
С.Г. – Есть ли там картины, которые ты показывал на выставке в ООН?
М.Б. – Только несколько. Я продолжаю работать над темой Холокоста. В последнее время мной написано свыше 40 новых картин. Они находятся на выставке в библиотеке.
Среди моих работ есть одна редчайшая. Это рисунок, который я сделал в 1982 году – первая моя работа на тему Холокоста. Сделал давным-давно, он затерялся. Я нашёл его буквально перед выставкой. На рисунке изображены палачи и их жертвы. В дальнейшем я отказался от натурального изображения страшных событий в гетто. Я пишу картины, в которых философски осмысливаю эти события. Вот, например, одна из главных картин выставки «Стук в дверь». Узники гетто знали, что означает внезапный стук в их дом...
Создавая образы своих героев, я не писал обречённые лица. В глазах некоторых можно видеть надежду на спасение, даже в критические минуты. Люди ждали чуда. И оно было. В гетто действовали подпольщики. Их возглавлял Михаил Гебелев – твой отец, которого за отвагу и смелость называли Бесстрашный Герман» Под его руководством подпольщикам удалось вывести в леса несколько тысяч узников Минского гетто. В своё время я написал портрет библейского Моисея, спасшего еврейский народ. Я сравниваю Михаила Гебелева с Моисеем.
Я нередко прихожу в Минске на улицу имени твоего отца и черпаю здесь вдохновение для создания новых картин о Холокосте.
С.Г. – Матвей, ты мне рассказывал, что среди экспонатов этой выставки находится моя книга об отце «Долгий путь к заветной улице», в которой есть глава и о тебе. Спасибо тебе за это. Я горжусь тем, что мы оба пишем о Холокосте, призывая людей знать и помнить!
М.Б. – Я постараюсь показать и рассказать о книге и её героях посетителям выставки, особенно студентам и школьникам.
C.Г. – Матвей, давай вернёмся ко дню открытия выставки. Знаю, что её открыла директор библиотеки Ада Колганова. Она говорила о тебе, о большом таланте и смелости художника Матвея Басова, который решился отобразить на своих полотнах тему Холокоста, когда это слово редко произносили. Он сумел показать ужасы войны, заставляющие задумываться: а что мы делаем сейчас, чтобы это не повторилось? Колганова говорила так эмоционально, словно сама была свидетелем тех страшных событий...
М.Б. – А ты знаешь, Света, что Ада Ароновна сама родом из Беларуси Её всегда волнует, что происходит в родной республике. И когда мы встречаемся, она об этом спрашивает...
Теперь расскажу о том, как проходил день открытия. На выставку пришло довольно много людей разного возраста, в том числе и молодёжь. Прибыли журналисты из газет, с телевидения. Сначала они самостоятельно знакомились с экспонатами выставки. Затем я провёл авторскую экскурсию, рассказал об истории создания некоторых работ, ответил на вопросы.
На каждый день выставки были намечены интересные встречи. Сюда пригласили известных людей из сферы искусства, учёных. Ожидали Аллу Гербер – председателя Российского фонда Холокоста. Пригласили студентов, учащихся школ, чтобы тема Холокоста зазвучала среди подрастающего поколения. Я хотел дать мастер-классы для студентов ГИТИСа и школьников Москвы. Но выставка прервалась из-за коронавируса.
С.Г. – Не горюй, Матвей. Это временно. Ты же знаешь, тебя ждут на мастер-классы не только школьники Москвы, но и твои ученики из Минска, из 94-й школы Баффало, и твоя великолепная Сова, чей портрет не только её украшает, но и стал символом этой американской школы. Ты написал его и подарил к учебному 2019–2020 году. Все знают, какой ты добрый человек и как любишь детей. У тебя своих восемь внуков. Ты даёшь им мастер-классы. Пишешь их портреты. Но портрет Совы не для них. Это подарок сразу 900 ученикам и их учителям. Почему этой школы?
М.Б. – Нетрудно догадаться, Света. Потому что в этой школе работаешь ты и очень любишь своих учеников, а они любят тебя. А узнал я о ней на своей выставке в ООН, куда были приглашены белорусскими дипломатами ты и директор вашей школы Сеселие Овенс. К сожалению, она не смогла побывать на моей выставке. И поэтому я решил сделать подарок для школы. И написал этот портрет Совы. Я хотел, чтобы это был сюрприз к новому учебному году.
С.Г. – Огромное спасибо, дорогой Матвей! Если бы ты зашёл сейчас в главный офис школы, где всегда многолюдно, ты увидел бы, как на большом планшете сидит твоя Сова, яркая, красивая, с широко раскрытыми глазами. Кажется, что она сейчас взмахнёт крыльями и полетит! Твоя картина имеет свою интересную жизнь. Она всегда среди людей. На неё смотрят с восхищением. Она покорила всех: и детей и взрослых. Особенно мисс Овенс. Она сказала: «В нашей школе много сов. В каждом классе своя. Но эта, которую написал белорусский художник Матвей Басов, уникальная, единственная, всем совам СОВА. Спасибо ему. Мы ждём его в нашей школе. Рады будем, если он даст мастер-классы и нашим ученикам».
Казалось бы, что общего между картинами на тему Холокоста и портретом Совы... Хочу сказать, что наша школа многонациональная. В ней учатся дети из десятков стран, которые были когда-то колониальными, в которых шли и сейчас идут войны. Сегодня они чувствуют себя счастливыми и свободными.
Темы войны, Холокоста святы для Матвея Басова. Неудивительно, что когда мы встречаемся с ним в Нью-Йорке, то вместе идём на митинги и марши, посвящённые Холокосту, памяти героев и жертв Минского и других еврейских гетто. Их организует Белорусское землячество Нью-Йорка под руководством президента Савелия Каплинского, бывшего малолетнего узника, подпольщика Минского гетто. Нередко в залах, где проводятся эти мероприятия, можно увидеть картины Матвея Басова – выразителя надежд и чаяний еврейского народа.
«Это и наш художник», – говорят о нём члены Белорусского землячества.
На днях мне позвонил Матвей Басов. Голос его звенел от радости: «Света, мы только что говорили с Екатериной Щумянцевой. Она передала мне просьбу директора библиотеки Ады Колгановой не разбирать экспозицию. Скоро моя выставка будет продолжена!» Я не могла сдержать радости: «От всего сердца поздравляю тебя, Матвей! Пусть это будет достойным подарком к твоему юбилею!»
14 июня этого года выдающемуся белорусскому художнику Матвею Басову исполнится 70 лет. Из них 57 лет он служит изобразительному искусству.
В Нью-Йорке к юбилею Матвея готовится к изданию книга «Краски на палитре творцов» о династии Басовых. Её автор Белла Миронова.
С тех пор как Матвей впервые приехал в Нью-Йорк, он участник многочисленных выставок. Это происходит с помощью Беллы. Она знает каждую из них наперечёт. Она помнит названия и сюжеты сотен картин Матвея Басова. Бывший минский библиотекарь Белла Миронова – страстная поклонница творчества своего шурина, стала на общественных началах его менеджером и летописцем династии художников Басовых.
У художника Матвея Басова много поклонников. Особенно восхищается его творчеством минский архитектор Галина Левина. Несколько лет назад я встретилась с ней в Национальном художественном музее на персональной выставке художника «Живопись советского периода».
Здесь было представлено творчество мастера за пять десятилетий. Матвей Басов показал целую серию работ советского периода. Минск, его пригороды, люди, природа того времени. Эти картины словно приглашали на свидание с прошлым. Галина Левина была ими очарована. Я попросила её сказать о своём видении творчества мастера.
Приведу несколько её фраз: «Матвей – это художник мирового уровня. Яркий художник. По колориту работ. По откровенности тем. Он скромно входит в зал музея, «взрывая» музейное пространство своим творчеством. Он говорит о своих работах – «живопись мерцания». Но в этом и интрига художника. Он даёт нам у своих картин время думать, придумывать, верить в придуманное и восхищаться.
Его чувства и философия работают в тебе, но тебе надо время, чтобы признаться в этом... Время промчалось, оставив имя Матвея Басова и в творчестве советского периода, и ещё ярче оно засияло сейчас, в творчестве нынешнего времени».
Много раз бывая на выставках Матвея Басова, я читала отзывы людей разных возрастов и профессий. Всем им близко и дорого творчество художника. И это самое главное.
А я желаю моему другу, всемирно известному, но очень простому и скромному белорусскому художнику Матвею Басову, в преддверии юбилея крепкого здоровья, счастья, радости, задора, благополучия и новых творческих успехов. Считаю, что Матвей один из самых чудесных, талантливых и порядочных людей нашего времени.
На этом как будто бы можно было завершить нашу встречу с художником. Но как не спросить его, что бы он мог пожелать самому себе. Матвей улыбнулся:
– Здоровья, энергии, возможности работать творчески, делать богаче духовную жизнь людей.
– А как насчёт новых выставок?
– Сейчас это трудно планировать. Конечно, хочется, чтобы люди увидели мои новые работы. Я каждый день что-то пишу... Не могу остановиться.

Светлана ГЕБЕЛЕВА

Матвей Басов на выставке в подмосковной Коломне. Родители Матвея - Белла и Израиль Басовы. Отец Матвея Басова – выдающийся белорусский художник Израиль Басов. Портрет мамы. Портрет отца. Израиль Басов с сыном Борисом. На открытии выставки в Москве. Слева направо: зав. отделом культурных программ Екатерина Шумянцева, Матвей Басов, директор библиотеки Ада Колганова. На выставке в ООН. Президент Белорусского землячества в Нью-Йорке С. Каплинский, заместитель постоянного представителя Республики Беларусь в ООН И. Величко, М. Басов, С. Гебелева, постоянный представитель Республики Беларусь в ООН В. Рыбаков. Матвей Басов и его Сова.