До прошлого года я знал о моём дяде Шлёме совсем мало. Он младший сын моей бабушки Хиены. Старший её сын – мой отец Абрам. Знал, что дядя Шлёма лейтенант и погиб под Сталинградом в 1942 году, что бабушка получала на него пенсию от военкомата. И была ещё у меня большая его фотография в военной форме. Не знал я даже года его рождения.
Пытался найти сведения о дяде через интернет, но безрезультатно.
И вот спустя 77 лет после его гибели я написал письмо по интернету в Волгоградский мемориальный комплекс «Сталинградская битва». Ответ пришёл в тот же день. Мне сообщили: «Лейтенант 143-й отдельной стрелковой бригады Полыковский Шлёма Лейбович, 1914 г. р., погиб 03.12.1942 в районе хутора Ягодный Красноармейского района Сталинградской области. Его сослуживцы, погибшие 2–3 декабря 1942 года, после войны были перезахоронены в братскую могилу в п. Майский. Если это Ваш дядя, то для увековечивания его памяти обратитесь в военный комиссариат Волгоградской области».
Оказывается, место первоначального захоронения подлежало затоплению, потому и перезахоронили.
Написал письмо в Волгоградский областной военкомат. И военком дал задание районному военкомату поискать в архиве сведения о моём дяде, и если новых не обнаружат, то на основании похоронного донесения увековечить его память.
Пришёл ответ и от райвоенкомата Советского, Ворошиловского и Кировского районов
г. Волгограда: «Погибший лейтенант Полыковский Ш.Л. будет внесён в списки захороненных (перезахороненных) в братской могиле посёлка Майский.
Карточка установленного образца на лейтенанта Полыковского Ш.Л. направлена в отдел поисковой работы Государственного историко-мемориального заповедника «Сталинградская битва» для внесения в компьютерный банк данных.
Письмо с ходатайством о занесении фамилии лейтенанта Полыковского Ш.Л. в именные списки захороненных и на мемориальную доску воинского захоронения направлено в адрес Главы администрации Советского района города Волгограда».
Затем мне пришло письмо от администрации Советского района города Волгограда:
«Администрация Советского района Волгограда, рассмотрев обращение по увековечению памяти погибшего в период Сталинградской битвы лейтенанта Полыковского Шлёмы Лейбовича на мемориальной плите братской могилы в посёлке Майском, сообщает следующее.
Братской могиле требуется комплексная реконструкция. В настоящее время выполнены проектные работы по реконструкции мемориальной части братской могилы и решается вопрос о финансировании данного проекта. После проведения работ по восстановлению мемориальной части братской могилы на мемориальной плите будет внесено имя Полыковского Шлёмы Лейбовича».
Я заглянул на интернет-сайт «Память народа» и обнаружил два сообщения о награждении дяди Шлёмы медалью «За отвагу». Только имя там было указано не Шлёма, а Шлем. Но все остальные данные совпадали. Имя Шлем вместо Шлёма – это описка. Были в архивных документах и другие неточности.
Я не знал о награждении дяди медалью «За отвагу» и не уверен, что её кому-нибудь вручили из его родственников.
На сайте «Дорога памяти» указаны сведения о Полыковском Шлёме Лейбовиче:
«Был командиром взвода автоматчиков 4-го отдельного стрелкового батальона. Воевал в районе Воронежа, под Сталинградом, погиб под хутором Ягодным 3.12.1942, был трижды ранен. Награждён медалью «За отвагу» 5.12.1942 года посмертно, за то, что под сильным миномётным и пулемётным огнём штурмом уничтожили 7 дзотов противника, убили 10 фашистов. В ходе боя захвачено 5 пушек
45 м/м, в ночной разведке взято 11 пленных и склад продовольствия».
Добавлю, что Полыковский Шлёма Лейбович был кадровым военным и служил в Красной Армии с 1936 года.
Память о нём всегда жила в нашей семье, но сейчас мы располагаем ещё и конкретными документами о его военной биографии и надеемся, что в ближайшее время имя дяди будет увековечено на волжской земле, защищая которую он погиб.
Лев ПОЛЫКОВСКИЙ