Почётный гражданин города Полоцка. Об этом звании, которое появилось во второй половине ХХ в., сегодня известно многим. Но не каждый знает, что за 100 лет до этого в Полоцке отдельные жители высочайшим манифестом императора удостаивались «общеимперского» звания потомственного почётного гражданина. Об этом свидетельствуют документы, которые удалось обнаружить в Российском государственном историческом архиве сотрудникам Полоцкого краеведческого музея.

 

Фамилия Баркан в дореволюционном Полоцке была хорошо известна. Представители этой семьи к концу XIX в. были владельцами городской недвижимости, являлись учредителями банковских контор и страховых компаний, выступали активными общественными деятелями. Ещё в 1844 г. в Полоцке получил статус купца 2-й гильдии Берка Бейнишев Баркан, который спустя 20 лет и был возведён вместе со своим семейством в потомственное почётное гражданство. Это стало возможным после принятия Указа Сената от 21 февраля 1863 г.

Государственная политика России в отношении евреев, проживавших в черте еврейской оседлости, не была лояльна. В западных губерниях империи, куда в конце XVIII в. вошли и земли Полотчины, права иудеев были во многом ограничены. Им разрешалось проживание в городах лишь в определённых кварталах и на улицах, на селе им запрещалось приобретать землю, заниматься винокурением, их не принимали на государственную службу и др. Только в годы правления Александра II, которого называли «реформатором», был создан специальный Комитет для определения мер коренного преобразования жизни евреев в России, целью которого стало «слияние евреев с общим населением». С этого момента иудеям, обладающим высоким имущественным или образовательным цензом, стали предоставлять определённые привилегии. Так, в начале 1863 г. купцы-евреи, пробывшие десять лет в 1-й гильдии и двадцать лет во 2-й, приобрели право на получение почётного гражданства, так же как и купцы-христиане.

В архивных документах, поступивших в канцелярию российского императора Александра II, отмечалось: «Берка Бейнишев Баркан вступил в купечество 2-й гильдии в г. Полоцке в 1844 г., состоял в этой гильдии к ряду и непрерывно 21 год по 15 июля 1863 г., с того числа по 1 января 1864 г. состоял в купечестве 1-й гильдии вместе с семейством, которое … состоит в одном капитале с ним неразделённо, как мужского, так и женского пола…»

В свидетельствах Полоцкой городской думы середины XIX в. также подчёркивалось, что «…ни он сам Баркан, ни кто из его семейства в несостоятельность не подпадали и судебным приговором опорочены не были…», а в свидетельстве казённого раввина З. Финкенсона указывалось о законном рождении наследников Берки Баркана. У заявителя на почётное звание было их более 20 человек – 3 сына, дочь, 12 внуков, 2 правнука и 4 невестки.

Однако Б.Б. Баркан сам лично подать документы в канцелярию императора не смог, «…по слабости здоровья…», поэтому и обратился за помощью к мещанину Шмуйле Ратнеру, который стал его доверенным лицом. И в мае 1864 г. особым царским манифестом Берке Баркану и всему его семейству было даровано право на потомственное почётное гражданство.

Годы жизни Б.Б. Баркана пока не установлены, но о членах его семьи сохранилось много интересных фактов. Так, последним владельцем знаменитого Домика Петра I в Полоцке был внук Берки Баркана – Беньямин Лазаревич, известный полоцкий банкир, председатель Еврейского общества пособия бедным, казначей Полоцкого вольно-пожарного общества. Его родной брат, купец 2-й гильдии Абрам Лазаревич Баркан «в каменных торговых рядах на Верхнем рынке» имел бакалейную лавку. А в собственном доме на Нижне-Покровской он содержал контору коробкового сбора. Невестка Берки Баркана, Брайна Нохемовна, в конце XIX в. в собственном доме на улице Витебской (ныне – нечётная сторона пр. Ф. Скорины), имея акцизный и табачный патенты, содержала рейнский склад и бакалейную лавку.

Это только небольшая часть истории древнего Полоцка, которую хотелось бы донести читателям.

Ирина Воднева,
заведующая Краеведческим музеем,
филиалом Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Домик Петра I.   Здание полоцкой послевоенной типографии, в котором до революции размещалось еврейское общество пособия бедным. Здание бывшего Грант отеля.