Эти воспоминания записаны мной для потомков. И в память о любимых дорогих и родных для меня женщинах: маме, бабушке и жене Гале.
1959 год. Год Кубинской революции. Возглавил которую Фидель Кастро, а затем более 50 лет руководил страной. В этом же году Шарль де Голь возглавил Пятую республику во Франции. В январе-феврале прошёл 21 съезд КПСС, где было провозглашено что в СССР к 1980 году будет построен коммунизм.
Всё это мало интересовало моих родителей. В апреле – мае у них должен был появиться ребёнок.
Моя мама, Цейтлина Майя Павловна, родилась в страшном 1938 году. В их семье уже был брат Аркадий, 1935 года рождения. К сожалению, отцов у них не было, ни у мамы, ни у её брата.
Моя бабушка (их мама) Цейтлина Фейга (Фаня) Лейвиковна всю жизнь гордилась и уважала пятерых братьев, трое из которых погибли от сталинских репрессий. И хотя у оставшихся двоих братьев и сестры Веры были свои семьи, но у бабушки так и не сложилось создать свою. Не встретила она мужчину, который хоть немного напоминал бы старших братьев.
В своей семье она была самой младшей, о которой заботились в детстве родители, старшие братья и сестра.
Одна с двумя маленькими детьми, с отцом Цейтлиным Лейвик Лазаревичем бабушка встретила войну. Один из оставшихся в живых братьев Борис с женой Фаней маленькими девочками Маней, Женей и тёщей, живущие на соседней улице с трудом уговорили бабушку Фаню (Фейгу) эвакуироваться из Смоленска. Бабушка вместе с семьей брата успела сесть в последний поезд, увозящий их в эвакуацию в Тамбовскую область.
Брат Борис с начала и до конца войны служил в кавалерии. После войны вернулся к семье в Смоленск и умер в 1975 году.
Второй брат – Афанасий (Хоня) проживал с семьей – женой и дочерью Зорей до войны и после в Москве. Принимал участие в боевых операциях, был высоко образованный человек, кандидат химических наук. После его смерти в начале 90-х его дочь с семьей уехала в США.
Своего отца уговорить уехать в эвакуацию ни бабушке, ни её брату не удалось. Оставшись один в Смоленске, он поехал в местечко Монастырщина Смоленской области, где родился и вырос. Там уже были немцы. Он решил вернуться в Смоленск. Здесь соседи выдали его фашистам, а они, как и всех евреев города, отправили его в гетто в Садках (район, расположенный не далеко от еврейского кладбища). Через какое-то время его посадили в душегубку и, отравив угарным газом, вывезли в Вязовеньки. Там он и похоронен в общей могиле. Дом где жил вместе с дочкой и её детьми был разграблен соседями, а после войны от него вообще ничего не осталось.
Мать бабушки Цейтлина Циля умерла до войны и не узнала об ужасах Холокоста.
В эвакуации жизнь была сложной. Моя мама, которой было три года заболела тяжёлой формой воспаления лёгких. Однажды, когда она побиралась, эту маленькую и больную девочку бык поднял на рога и пронёс несколько метров.
Брата Аркадия, которому было около 7 лет, советские солдаты из проходящего на фронт поезда чуть не забрали в сыны полка. Он был тощим и голодным, и солдатам стало жалко мальчика. Бабушка еле уговорила не забирать сына.
Поздней осенью 1943 года они вернулись в освобождённый, разрушенный, любимый Смоленск. Жилья не было и их поселили в подвале полуразрушенного здания детской городской больницы. Радость была безгранична. В 1951 году бабушка получила комнату 9 кв.м. с печным отоплением от строительной организации, где была разнорабочей.
Там же она сдружилась с еврейкой Маней Черняловской, у которой было два сына – старший Иосиф и младший Лев (все трое они учились в одной школе). Близкое знакомство двух матерей подтолкнуло к любви молодых людей. Иосиф в 1958 году женился на моей маме, которой было около 20 лет. Через год появился я.
Война, довоенные репрессии, голод, и болезни сказались на жизни молодых людей. Они стали жить со свекровью в небольшой комнате в коммунальной квартире. Но прожив больше года мама ушла от отца и уехала вместе со мной опять к бабушке.
Бабушка и мама очень любили и берегли своего маленького мужчину Сашу. За что я им признателен. Отец, оставив меня с мамой, вскоре женился и уже в 1962 году у него в семье родился сын – Володя, а затем в 1968 году – дочь Лариса. Обо мне он не сильно волновался, свои дети были больные и им нужен был уход и забота. Он исправно до 18 лет платит алименты, иногда приходил на день рождения, редко просто в гости. Был не мой отец, а редко приходящий папа.
Мама водила маленького сына сперва в ясли затем в детсад.
Я хорошо помню, как она, зимой укутав меня в пуховой платок утром сонного везла на санках в садик, а затем шла на работу на ламповый завод. Бабушке надо было к 5 утра прийти в трамвайный парк где она убирала и мыла трамваи перед отправкой в рейс. Здесь она отработала больше 18 лет. В садике я находился круглосуточно шесть дней в неделю. Иногда пытался убежать, но было страшно (мне было 5-6 лет) и я оставался на очередные сутки.
Мне очень нравилось лепить из пластилина объёмные картины.
Помню, как праздновали масленицу со скоморохами катанием на санях и вкуснейшими блинами с клубничным вареньем.
Ещё помню автобус – кинопередвижку, где детям показывали мультфильмы.
Время летит. Вот уже 1966 год. Мне 7 лет. На выпускном мне подарили портфель, в котором лежала шоколадка «Алёнка».
Первого сентября мама и бабушка привели меня в 1 класс. Я стал большим – так я подумал. Школа оказалась трудной работой для маленького мальчика. Мама была неграмотная, а бабушка в своё время получила только начальное образование. Нас первоклашек встретила прекрасная добрая учительница – Науменко Нина Иосифовна. Два года она вела наш класс, в котором было несколько ребят из моей детсадовской группы.
Ещё хочу упомянуть здесь добрым словом Сапожникову Анну Михайловну, Турбину Алину Францевну, и ещё несколько учителей (имена которых за давностью лет забыл), которые относились ко мне с терпением и пониманием.
К Нине Иосифовне – мы группа её учеников – ежегодно до 8 класса в начале октября ходили на чай с цветами и поздравляли с Днём Учителя. Я до сих пор с удовольствием общаюсь с ней, случайно встретив на улицах города, хотя прошло много лет и жизнь круто изменилась.
Не особое желание учиться привело к тому, что после 8 класса я бросил школу и 1974 году поступил в ГПТУ-13. Училище находилось далеко в Белорусской-сортировочной, приходилось рано вставать и почти час добираться к началу занятий.
Учиться было сложно, но профессия – слесарь-электрик по ремонту сложно-бытовой технике мне была интересна. Одновременно с учёбой в училище я учился в очно-заочной вечерней средней школе.
Мастером производственного обучения в училище был Мионсек Игорь Владимирович.
После окончания ГПТУ в 1976 году пошёл работать в детскую областную больницу – сантехником. Параллельно доучивался в вечерней школе. Получив аттестат зрелости поступил в строительный техникум на вечернее отделение. Но совмещать работу и обучение мне было тяжело. Я перевёлся на дневное отделение экономического техникума Госнаба СССР, благо он находился через дорогу от моего дома. Учился на отделении «Техник-механик по эксплуатации баз и механизация погрузочно-разгрузочных работ». Учёба длилась 2.5 года.
Я благодарен Орловой Ларисе Аркадьевне – с чьей помощью я закончил этот техникум, директору Зверькову Виктору Егоровичу, его замам и классному руководителю Кузьмину Александру Егоровичу.
Учебную практику проходил с группой ребят из техникума в Подмосковье (ст. Храпуново Курского вокзала).
Закончив учёбу и получив диплом марте 1982 года, поступил на работу в СУ ТЭЦ-2 «Запэнергострой» в отдел снабжения. Начальником управления был Гладкий Павел Иванович, отдел кадров – Каган Софья Матвеевна. Люди, с которыми я в дальнейшем часто встречался в жизни и на еврейских мероприятиях. Около 2,5 лет я отработал в СУ ТЭЦ. Командировки – Россия, Беларусь, Украина. Узнал все кирпичные заводы Смоленска.
Случайное знакомство в октябре 1983 года с родителями Гали, а через месяц с ней самой начали менять мою жизнь. Симпатичная, добрая и понимающая Галя влюбилась в меня, а я в неё так, что не можем, да и не хотим расставаться до сих пор. В июле 1984 года мы поженились.
В течении следующих пяти-шести лет пришлось поменять много мест работ. Наконец в 1989 году пришёл в «Промсвязьмонтаж», где и проработал (с изменениями в названии организации) до пенсии почти 30 лет.
Моя жена Галя после окончания школы 1974 году поступила в институт ВЗФЭИ. Одновременно устроилась на работу в НИИ «Техноприбор», трудилась в нём до полного его развала в 1999 году.
Хочу рассказать о последних годах жизни моей мамы. Это её заслуга и бабушки, что я выучился и закончил техникум. Во время моей учёбы в техникуме она работала санитаркой в областной детской больнице и бабушка там же передатчицей (находясь на пенсии) – зарплаты были очень маленькими. Материально нашей семье было тяжело. Но я учился, и они никогда меня ни укоряли отсутствием денег.
У нас с Галей появились Дима 1986 г.р. и Гриша 1989 г.р. – замечательные пацаны. Мне приходилось разрываться между своей семьей, семьей мамы и старой одинокой бабушкой. В 1991 году Трамвайное управление выделила наконец бабушке Фане (80 лет) однокомнатную квартиру. Она всю жизнь прожила для больной дочери и любимого внука. А тут одна. Я как мог, был всегда рядом с обоими, не смотря на то что у меня своя семья с маленькими детьми и работа, связанная с командировками.
7 марта 1994 года мама тяжело заболела Больница – дом – больница. 19 апреля её выписали с диагнозом рак 4 степени. В этот день ей исполнилось 56 лет. А 1 мая 1994 года в 10.20 утра на моих глазах она умерла в квартире, где теперь жила бабушка. Бедная родная мама, плохо мне без тебя хоть и прошло много лет. Похороны пришлись на 3 мая (мне ровно 35 лет) Организовать похороны помогла моя работа. Время было трудное перестроечное. Я был благодарен Грибер Льву Григорьевичу, Гришанову Сергею Васильевичу, как руководителям и ребятам с участка «Промсвязьмонтаж» за помощь в похоронах.
Я всегда с благодарностью буду вспоминать тёщу Цурьеву Евдокию Григорьевну, которая всегда помогала нашей семье.
Вот так ушла мама. Похоронена она на Гурьевском кладбище (еврейские захоронения).
Началась жизнь без мамы. Бабушка быстро старела. Дима стал учиться в школе. В 1996 году и Гриша пошёл в 1 класс.
С этого времени в нашей семье началась и еврейская жизнь. Галин дядя Агранат Зиновий Григорьевич возглавил еврейскую общину в Смоленске по линии Федерации Еврейских Общин России. Галя начала активно ему помогать. Она с удовольствием спешила сперва на трикотажную фабрику, затем на улицу Воробьёва, где размещался офис еврейской общины. Бывало, что находилась там и по субботам и воскресеньям, а в будни – допоздна. Дети учились в школе.
Гале на основной работе в НИИ «Техноприбор» предложили купить квартиру в кредит и с рассрочкой. Она несколько лет стояла в очереди, но так как времена изменились, то ей и предложили купить квартиру за деньги.
Благодаря Галиным родным и ей самой 1 мая 1999 года мы вместе с моей бабушкой и нашими детьми переехали в собственную квартиру на 11 этаже в доме на улице Нормандия-Неман.
А через 2,5 месяца 16 августа 1999 года умерла моя бабушка-Цейтлина Фейга (Фаня) Лейвиковна. Ей было 88 лет. Бабуля (так я её называл всегда) была для меня очень дорогим человеком. Спасибо жене Гале и её маме Евдокии Григорьевна, которые помогли ей дожить до такого возраста. Похоронили на Гурьевском кладбище в Садках рядом с дочерью (моей мамой).
Вот и не стало самых дорогих и любимых для меня людей – мамы и бабушки.
В сентябре 1999 года Дима уехал в Москву, где его приняли в 7 класс школы с еврейским уклоном для мальчиков. Учась в Московской школе, он познавал не только общеобразовательные предметы, а также изучал законы еврейской жизни и законы Торы.
В 2004 году, закончив 9 классов 33 школы и со словами: «Я тоже как Дима хочу учиться в Москве», Гриша уехал в еврейскую школу Месивта (ФЕОР) где его приняли в 10 класс.
В 2005 году получив аттестат школы Дима поступает в Еврейский институт экономики и права (район Отрадное), открытый в 2004 году. Институт принимал юношей на полный пансион с бесплатным обучением. Сдав вступительные экзамены Дима поступил по специальности «Прикладная информатика в экономике».
Затем жизнь и работа в Москве, в Израиле. Но всё-таки в 2003 году вернулся в Смоленск к родителям и живёт здесь до сих пор.
Гриша, закончив в 2006 году 11 классов, легко поступил в Еврейский институт экономики и права (Отрадное, Москва) по специализации «Мировая экономика». Так же, как и Дима пытался найти работу в Москве, в Израиле. В 2009 году уехал в Германию (Берлин) на учёбу в МВА (Магистр Делового Администрирования). Учёба была очень сложная. Необходимо знания английского языка и немецкого. Занятие проходили во второй половине дня. Первая половина – в ешиве (религиозная школа). Здесь изучалась Тора, ежедневные молитвы, соблюдение кашрута, законы субботы и религиозных праздников. Учёбу в ешиве обеспечила берлинская синагога. Она взяла расходы за жильё, кошерное питание, оплачивала транспортные расходы и учёбу в МВА. Гриша после двух лет учёбы в Берлине получил диплом Магистра МВА и начальное раввинское образование.
По окончанию обучения он улетел на работу в Замбию. Побыв там месяц, вернулся в Смоленск – не понравилось. Снова попытка найти работу в Москве... В ноябре 2017 года эмигрирует в Израиль. Постепенно там у него налаживается с работой. Жизнь стала входить в норму. В Смоленск приезжал в феврале 2019 года – похороны бабушки Цурьевой Евдокии Григорьевны – не дожившей два дня до своего девяностолетия. В феврале 2021 года на похороны деда Цурьева Израиля Давыдовича – пережившего свой 91 день рождения на полтора месяца. В 2021 году Гриша стал чаще приезжать в Россию, даже не заезжая в Смоленск. Причина вскрылась во второй половине года. В Москва у него появилась девушка.
Познакомились они давно, после участия Гриши в телевизионной программе «Давай поженимся». Кристине (так зовут невесту) он понравился. Она написала ему в соцсетях. Началась переписка. Близкие встречи были редки, он жил в Израиле, а она – в Москве. Они встречались в Москве, Петербурге и в Израиле куда она с родными ездила по турпутевке. По окончанию института Кристина проработала несколько лет на Первом телевизионном канале журналистом.
3 сентября 2021 года Гриша прилетел в Россию. Остановился в Москве.
Ждём его в Смоленске. Приехал 6 сентября рано утром. С вокзала сразу поехал в гости к Диме. Днём к ним приехали мы с Галей. Зная, что Гриша приедет не один, Галя наготовила еды, которую мы привезли. Приехали – а их там нет. Дима объяснил – ушли в магазин. Мы с Галей стали возиться на кухне. Через какое-то время слышу стук входной двери, мужской голос. Через минуту нам говорят: «Здравствуйте».
Умная, красивая, серьёзная рассказала о себе, о своей семье, о родителях. Она понравилась нам всем.
Узнали – они решили расписаться и уехать на ПМЖ в Израиль. Решить эти вопросы хотели за 2-3 недели, на которые Гриша приехал в Россию.
Дай Бог им счастья любви долгих лет совместной жизни.
14 сентября отметили дома Гришин день рождения – ему 32 года (Кристине – 28 лет).
Кристине сложно уехать одновременно с Гришей в Израиль. У Кристины – нет подтверждения еврейства. А его там ждут на работе. Единственный документ, который будет – свидетельство о браке. Всю следующую неделю до регистрации – они (и Гриша, и Кристина) в заботах. Ходят по инстанциям и решают проблемы с документами для выезда Кристины.
И вот 21 сентября 2021 года 10.00 часов. Мы с Галей приехали к ЗАГСУ. Фотограф нас уже ждёт. В 10.20. приехали на такси молодые. Дима с ними. Красивые, уверенные, немного взволнованные. Фотографируемся во дворе ЗАГСА.
10.45. Молодых с фотографом запускают в здание на регистрацию. Нас не пустили. Объяснили – короновирус и запись не торжественная. Ждём их на улице.
11.00 Вышли довольные. Обнимаем, целуем, поздравляем. Они молодцы. Гриша нашёл свою судьбу. (Я так думаю!)
Молодые в Москву. У них много дел.
25 сентября – День освобождения Смоленщины. В 12.00 позвонил Гриша – они с Кристиной, её родители и сестра приехали в Смоленск. Решили у Димы отдохнуть после дороги из Москвы. А мы с лёгким напряжением ждём встречу с ними вечером. Галя и я заранее заказали столик в ресторане, зная, что у Гриши билет на самолёт на 26 сентября. Мы решили отметить регистрацию брака и познакомиться с её родными.
Милые, добрые родители Кристины и её сестра. Очень рады встрече и знакомству. А ещё они «громко» говорят, что довольны уже зятем. И мы довольны Кристиной. В ресторане посидели тепло и аж до 24.00. Расставались по-доброму, как уже хорошие знакомые и, наверно, как родные люди. Рано утром они все уехали в Москву в аэропорт, где и проводили Гришу.
Мне очень грустно, что Гриша уезжает в Израиль, скорей всего навсегда. Кристина красива и умна и не желает отпускать Гришу от себя, а он влюблен и ради неё готов на все.
После его отлёта прошёл месяц. Кристина с нетерпением ждёт отъезда в Израиль. Гриша с нетерпением ждёт жену. Он звонит ей по несколько раз в день, нам сообщает, как она там в Москве. Она же в октябре съездила в Пятигорск, Хакасию, Таганрог оформляла документы для Израиля. Наконец всё готово. Израиль дал добро на приезд в страну. Гриша покупает ей билет и она – 29 октября – улетает.
Прошло почти полгода. У нас ничего не поменялось. Дима один! Но благодаря Грише и с его помощью он учиться на курсах по программированию. В Израиле Гриша работает. Кристина наконец получила рабочую визу и спокойно может жить в стране. Начала изучать иврит в ульпане. Затем у них по плану получить Кристине гиюр. (У неё нет документов, доказывающих еврейство).
Дима продолжает учиться, то есть переучивается. Ему в этом активно помогает Гриша. И материально, и морально. Оплачивает и саму учёбу. Мы с Галей фактически в этом не участвуем.
10 июня 2022 года. Периодически переписываюсь с Кристиной после её публикаций видеостихов в «Телеграмме». Она молодец: умница, красавица. Читает стихи в YouTube на своей странице, с хорошо подобранной музыкой.
Но в разговоре она попросила обращаться к ней по имени в паспорте – Сарит. Произошло для меня что-то не очень понятное.
Гриша купил билеты и скоро будем у них, если в мире не произойдёт ничего плохого. Будем настраивать отношения. Огромное желание видеть взрослого сына там в Израиле – как самостоятельного мужчину.
13 ноября 2022 года. Дорога до Израиля сложная и длинная. Сперва поездом «Ласточка» до Москвы, на машине до Домодедово. Потом самолётом 5 часов до Антальи, где тоже 5 часов ждём самолёт до Тель-Авива. В 15.00 прибываем в аэропорт, где нас с радостью встретили и Гриша, и Сарит. Приехав к ним домой в Лод осмотрелись в квартире (понравилась) немного отдохнули и сразу поехали в Беер Шеву, где у нашей дорогой Аллы был юбилейный день. Отметив день рождения вернулись в Лод.
Следующие два дня ездили вчетвером на набережные. Тель-Авива, затем Бад-Яд.
Побыли в Ашкелоне, ночевали у друзей в Иерусалиме, съездили на Мёртвое море.
Затем приехали родители Сарит. Они всё время были в Тель-Авиве, на море, а мы больше времени ездили по гостям.
Время поездки закончилось быстро и 4 ноября 2022 года мы вернулись через Стамбул домой в Россию.
7 ноября Дима улетел на ПМЖ к Грише в Израиль.
Галя продолжает работать в синагоге, я – в основном дома.
С 1 января 2023 года я получил пожизненную 1 группу инвалидности.
Но жизнь продолжается…
Александр Перлин