картина Юделя Пэна «Цирк Лерри».Витебск – город с давними цирковыми традициями. Те, кто считают, что первым стационарным деревянным цирком в Беларуси был «Цирк братьев Никитиных» на 800 мест, который открылся 16 ноября 1884 года в Минске, ошибаются. Ещё за шестнадцать лет до этого в Витебске в 1868 году было построено на Дворянской площади – сейчас сквер напротив театра имени Якуба Коласа – деревянное здание цирка. Правда, вскоре от него пришлось отказаться.

В 1898 году в Витебск на гастроли приехал французский цирк «Квирини». Его управляющий уже имел неудавшуюся попытку построить цирк в Гродно, а в Витебске ему разрешили. Он построил деревянное здание на Орловской площади рядом с железнодорожным вокзалом. В этом здании гастролировали: цирк Дурова, английские артисты из цирка Губерта Кука, немецкая труппа Петрама.

В январе 1901 года городскими властями был утвержден проект нового цирка купца Левинсона, который был построен и принял первую цирковую труппу летом того же года. Это было в саду «Европа», как говорили тогда в городе «на той стороне Двины». Цирк имел свой оркестр. Летом 1912 года здесь выступала известная московская труппа Л.П. Труцци, собиравшая аншлаги. Цирк в саду «Европа» принимал приезжих артистов до 1917 года.

Наверное, наиболее известным коллективом, который в те годы гастролировал в Витебске, был цирк Лерри. Свою лепту в их известность внесла и картина Юделя Пэна «Цирк Лерри». Она хранится в Витебском областном краеведческом музее, копия находится в выставочном зале «Духовской круглик», где много экскурсий, желающих познакомиться с историей витебских фестивалей.

Я встречал разные годы написания этой картины: и 1910, и 1912, и 1917. Не исключаю, что цирк Лерри мог гастролировать в Витебске неоднократно. Но всё же больше подтверждений у 1917 года. Начинаю с 15 июня этого года газеты «Витебский листок» и «Известия Витебских советов крестьянских, солдатских и рабочих депутатов» регулярно публикуют объявления о гастролях цирка Лерри. Они проходят по улице Гоголевской, рядом с домом Рейдмейстера. Все горожане знали этот дом, в котором находилась аптека. (Это приблизительно то место, где сейчас находится Летний Амфитеатр и проходят фестиваля «Славянский базар в Витебске»). Гастроли продолжались до 16 октября. Цирковой шатер был изготовлен специально для этих целей. Перед завершением гастролей в газете было опубликовано объявление: «Лес здания цирка продаётся. Об условиях узнать у директора цирка И.А. Лерри».

Перед витебскими зрителями выступали: элегантная парфор-наездница м-ль Антуанета, комическая группа велосипедистов Баранских, дерби-жокей Григорас, салонные акробаты семья Жозефи, комик-прыгун, сальтомартолист Жорж, гимнаст на трапеции под куполом цирка Феликс, клоуны Бонжарно и Коко, комические акробаты Пенковские, популярный комик-прыгун Глупышкин, эквилибристы на проволоке сестры Эльза и Фанни, воздушные гимнасты семья Наито.
Афиши сообщали, что готовится представление фантастической пантомимы-балета «Пансионат».
Одни артисты, отработав положенный срок, уезжали из Витебска. Им на смену приезжали новые. Любители цирка могли за сезон три-четыре раза побывать на представлениях у Ивана Лерри. Он знал толк в цирковом деле.
10 октября труппа давала благотворительный вечер, чистый сбор от которого, как написано в газетах, «поступит на усиление средств профессионального союза служащих Витебской городской милиции».

Чтобы представить Ивана Абрамовича Лерри, сошлюсь на статью, хорошо знавшего его циркового режиссёра, народного артиста РСФСР Марка Местечкина, опубликованную в журнале «Советская эстрада и цирк» (март 1974 г.)

«…В 1874 году в Томске в семье крестьянина Легалова родился сын, которого нарекли Иваном. Шестилетним мальчиком попал Иван в бродячий цирк Лямбергера и вскоре стал выступать с двумя номерами: «Каучук» и «Трапеция». Мальчик проработал в цирке всю зиму, не только не получая какой-либо платы, но и редко бывая сыт. Мать заставила сына уйти из балагана.

В 1889 году Ваня Легалов поступил учеником в типографию томской газеты «Сибирский вестник». За три года работы он освоил типографское дело. Но однажды попросили набрать и отпечатать две тысячи политических листовок, за что хозяин немедленно выгнал его.

И снова бродячие цирки, скитания. В Семипалатинске артист пел в дивертисменте свободолюбивые песенки на слова Беранже. За это местная полиция отправила его этапом по месту рождения в Томск. Там он застаёт сибирский цирк Е. Панкратова, где снова начинает выступать. С этим цирком Легалов побывал в Барнауле, Алма-Ате, Ташкенте. Передвигались, естественно, на лошадях. В дороге труппу и застало однажды известие о смерти царя Александра III. По случаю траура цирк шесть недель не работал, и артисты сильно голодали. Когда же вновь приступили к работе, Иван из-за слабости упал с трапеции и получил тяжёлые травмы. Денег на лечение не было, положение казалось безвыходным. Выручил узбек Жиман Булды: он принялся натирать больного какой-то мазью. Через несколько дней молодой артист поднялся на ноги.

И вот Иван Легалов опять в Томске. Он вступает в цирковую труппу, гастролировавшую в городе, и демонстрирует самые различные номера: «Переходную лестницу», «Гротеск», «Траппе», клоунаду, эквилибр на проволоке.

Но, даже владея самыми разнообразными жанрами, цирковые артисты далеко не всегда могли прокормить себя, и уж тем более не были уверены в завтрашнем дне. Артистическая судьба Легалова складывалась нелегко: много городов и стран исколесил он, много сменил профессий. В Благовещенском опереточно-драматическом театре подвизался в роли помощника режиссёра, снова работал печатником, затем конторщиком, счетоводом. Но при первой же возможности вернулся в цирк. С американским цирком Варакса побывал в Шанхае, Гонконге, Сайгоне, на Филиппинских островах.

Работая в цирках Боровского, Строкая, Никифорова, ему приходилось переносить и холод, и голод. Сплошь и рядом, как, например, в цирке Ивана Сайковского в Тамбове, артистов заставляли выступать шесть раз за вечер. Эксплуатация была немыслимой. Наконец талантливый артист с трудом выбрался в Москву, в цирк Альберта Саламонского. Там в это время выступали такие известные артисты, как Нони Бедини, Бабушкин, Сур, Ольга и Марта Лапиадо. Иван Абрамович Легалов исполнял «Антипод» и клоунаду.

— Послушайте, — сказал ему однажды Саламонский, — с фамилией Легалов вам никогда не заключить выгодного контракта. Подберите себе какую-нибудь иностранную фамилию, и тогда вы сразу станете получать в два раза больше.

И действительно, без выполнения этого условия хороших контрактов подписать не удавалось. Это и заставило Легалова принять псевдоним Лерри. Но в программе Зоологического сада в Москве он выступал с «Японскими играми» под псевдонимом Лерри, а с «Дрессированными лошадьми на свободе» — всё-таки под своей фамилией — Легалов.
В 1905-1906 годах Иван Абрамович сумел накопить денег, которые послужили основой для создания конюшни, а затем и организации товарищества, в котором он был руководителем.

Со своим цирком Иван Абрамович Лерри объездил всю страну.
Два раза страшные пожары уничтожали всё нажитое им за многие годы: лошадей, собак, реквизит, костюмы, все оформление для пантомимы. Так было в Баку, так случилось в Иркутске.

После пожаров Лерри вынужден был идти пешком по шпалам из города в город в поисках работы. Но огромная воля, энергия, находчивость, а главное, любовь к цирку давали ему силы начинать всё заново и добиваться успехов....

В советском цирке его конюшня из двенадцати лошадей считалась одной из лучших. У него было много самых разнообразных и интересных программ: «Коннов табло», «Ширмы», «Колесница», «Детский сад», «Карнавал в Риме», «Лошадь в ресторане», «Лошадь в постели». Он показывал дрессировку двенадцати лошадей из восьми, шести, четырёх и многое, многое другое.

Иван Абрамович, как никто, умел владеть шамбарьером, блестяще тушируя лошадей. Его питомцы были так хорошо обучены, что возможность ошибки при исполнении того или иного трюка почти исключалась.
Лерри был небольшого роста, но отличался необычайным артистизмом и великолепно выглядел на манеже. Мне не забыть, как он, поднимая двух «чубарых» битюгов на «оф», повисал у них на уздечках. «Чубарые» опускались, и он опускался вместе с ними...

Я никогда не забуду последнее выступление заслуженного артиста РСФСР Ивана Абрамовича Лерри. Это было в Калининском цирке. Номер, как всегда, шёл безукоризненно. Но вдруг дрессировщик почувствовал себя плохо, покачнулся и чуть не упал. Его помощник Георгий Зинченко тотчас же подхватил и унёс Лерри с манежа. Лошадь, которая а тот момент шла на задних ногах по кругу, подошла к форгангу, приостановилась, скосила глаза, ища хозяина; не найдя ни дрессировщика, ни его помощника, продолжала шествие по кругу. Остановившись, она сделала поклон, повернулась и тихо ушла за кулисы.

Я видел слёзы на глазах у зрителей. Я видел, как плакали артисты, вышедшие, по своему обычаю, в проходы посмотреть выступление коллеги.
И уже никогда больше Лерри не вышел на манеж... Умер он в Ленинграде в 1953 году».

Не знаю, были ли знакомы Иван Лерри и Юдель Пэн. Не берусь утверждать, бывал ли художник на цирковых представлениях. Но из окон квартиры, которая находилась недалеко от цирка, он каждый день видел людей, которые спешили на представления. И, конечно, гуляя по городу, художник, не раз проходил мимо цирка.

Так родилась картина Юделя Пэна «Цирк Лерри».

Аркадий ШУЛЬМАН

P.S. Благодарю Валерия Шишанова за помощь в написании статьи.

картина Юделя Пэна «Цирк Лерри».