6 апреля 2017 года исполняется 60 лет моему израильскому коллеге и другу Григорию Рейхману, историку, переводчику, журналисту, пропагандисту исторических знаний, сосредоточенному, если так можно выразиться, на двух проблемных блоках в контексте истории Второй мировой войны: на Холокосте и героизме, проявленном евреями в борьбе со смертельным врагом – германским нацизмом.
Случаен ли такой творческий выбор?
Сам Григорий попытался ответить на этот вопрос односложно. «Я – продукт своего времени. Не более того...»
Григорий родом из многонационального Баку, столицы советского Азербайджана, земли, на протяжении веков не знавшей ни еврейских погромов, ни позора антисемитизма. Несмотря на желание матери, известного в республике музыканта, Григорий по ряду причин не продолжил семейную традицию. Не пошёл и по стопам отца – врача, прошедшего в качестве военного медика, Вторую мировую войну от предгорий Кавказа до Вены, ставшего инвалидом этой войны.
Путь Григория к профессии историка пролёг через филателию. Всё началось с пяти четырёхкопеечных советских почтовых марок, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Он до сих пор помнит, что они были посвящены Сталинградской и Курской битвам, обороне Киева и Ленинграда. Позже прибавились почтовые миниатюры с портретами героев той страшной войны, затем письма полевой почты. Работа над коллекцией требовала не только времени, но и знаний, эрудиции, обращения к научной литературе. Ведь за каждой почтовой миниатюрой – панорама исторических событий.
Григорий много общался со старшими «собратьями по увлечению». Это были умудрённые жизненным опытом, уже немолодые люди. Среди них – участник войны, журналист Илья Исаакович Каменкович, морской офицер, участник войны Алексей Самуилович Тейтельбаум, многолетний председатель Бакинского отделения Всесоюзного отделения общества филателистов Вадим Георгиевич Топалов. Всех троих объединяла не только любовь к почтовой марке и всему, что связано с историей почты, но и интерес к теме антифашистской борьбы в странах Европы в годы Второй мировой войны. В их коллекциях были поистине уникальные почтовые отправления, сохранившие память о жертвах нацизма, об их соплеменниках. Как активист Клуба юных филателистов Григорий был награждён путевкой в «Артек», принял участие в Первой Всесоюзной филателистической выставке в Киеве в 1969 году, принеся республике одну из трёх бронзовых медалей.
...В беседе с коллегой не смог удержаться от вопроса – имел ли сам Григорий, будучи ещё подростком, представление о том, что происходило с евреями в годы войны? Ведь, в отличие от евреев, проживавших в Украине, Белоруссии, России, странах Балтии и Молдавии, до столицы солнечного Азербайджана, к счастью, не докатился огненный вал германского нашествия. Ответ не заставил себя ждать: «Мне было всего десять лет, когда бабушка (со стороны мамы) вручила мне три журнала «Юность» и тоном, не допускающим возражений, глядя мне в глаза, сказала: «Прочитай...» На мой вопрос «Зачем?» последовал ответ: «Ты – еврей...». В «Юности» был опубликован роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Это был 1967 год. Своего рода первый урок еврейского самосознания. Роман меня тогда потряс. Только в 1991 году, на 50-летии Бабьего Яра в Киеве мне удалось увидеть полную версию романа, не изуродованную советской цензурой. Тогда же бабушка и рассказала мне, что её родная сестра Соня, её муж Яша и младшая дочь Элеонора (Норочка), стали жертвами гитлеровских палачей в Таганроге, не успели эвакуироваться с последним пароходом. Старшая дочь Мария (Мура), гостила в то время в Баку и осталась живой. Оттуда ушла на фронт военным врачом... В студенческие годы прочёл «Тяжёлый песок» Рыбакова».
Обе книги стали своего рода фундаментом «еврейской самоидентификации» моего собеседника.
...Придёт время, и в 1993 году, сразу же после алии, как называют в Израиле репатриацию, Григорий заполнит на погибших родственников Листы свидетельских показаний и отправит их в «Яд ва-Шем»...
«...В школьные годы читал запоем исторические романы, документальные исследования, мемуарную литературу, в том числе монографии, в которых осмысливались сюжеты, связанные с историей германского нацизма, Второй мировой и Великой Отечественной войны, как её составной части, – вспоминал Григорий. – Конечно, это была весьма идеологизированная, партийная литература. Тем не менее, полученные знания пригодились в будущей жизни, в Израиле. В школе учился и владеть пером. Сочинения по литературе были скорее экскурсом в историю, осмыслением судеб литературных героев в контексте исторических событий...»
Ещё школьником Григорий заявил, что станет историком. Неоднократно участвовал и побеждал в исторических олимпиадах, что давало преимущество для поступления в университет.
В средней школе № 6 г. Баку, которую спустя несколько лет закончил и нынешний президент Азербайджана Ильгам Алиев, Григорию повезло на учителей-предметников истории, литературы, иностранного языка. «Они были профи в своём деле...»
Летом 1974 года Григорий поступил учиться на исторический факультет в российском городе Иванове. «Близость к Москве, библиотекам и архивам, возможность приобщиться к интересным темам, поработать не только с фотороликами, но и подышать архивной пылью...» Повезло ему и с вузовскими педагогами, которых, как и друзей студенческих лет, вспоминает добрым словом. Спецкурс по истории Великой Отечественной студентам-пятикурсникам читал бывший член комиссии по расследованиям преступлений нацистов в Заксенхаузене доцент Юрий Якобсон, курс новейшей истории – специалист по немецкой историографии Второй мировой войны, профессор Андрей Мерцалов.
Финалом в Ивановском госуниверситете стала в 1979 году защита диплома по теме, связанной с судьбой исследователя Второй мировой войны академика Александра Михайловича Самсонова и его вклада в исследование Сталинградской битвы, как одной из решающих битв во Второй мировой войне.
В конце 1985 года Григорий встретится в Москве с героем своего выпускного исследования академиком Самсоновым, и тот выразит сожаление, что не был приглашен на ту защиту. Он тогда не мог предугадать, что одна из его однокурсниц Ирина Аверьянова, с которой он спишется уже из Израиля, проникнется с его подачи темой Холокоста и героизма и дважды посетит израильские семинары для российских учителей в «Яд ва-Шеме» в рамках совместных программ с Российским НПЦ «Холокост».
Но это будет впереди...
...В вузе Григорий Рейхман сотрудничал с университетской многотиражкой, областной молодёжной и партийной прессой, писал и в армии в «дивизионку» и окружную газеты. После службы, вернувшись в Баку, несколько лет проработал в местной прессе. Публикации иллюстрировал своими фотографиями. С фотокамерой не расставался никогда...
В годы «перестройки» стал изучать иврит и в числе первых разрабатывать еврейскую тему в азербайджанской русскоязычной прессе. Большую роль в становлении Григория Рейхмана как еврейского журналиста сыграл бакинский учитель истории Пиня Абович Калика, участник войны, чьи родители погибли в Уманском гетто. Последовательный борец с антисемитизмом в приснопамятные советские времена и один из еврейских активистов в республике в период «перестройки», немало сделал для популяризации учения Януша Корчака и подвига героев восстания в Собиборе среди граждан бывшего СССР ещё в те годы, когда многое было под запретом, а словосочетание «еврей-герой» было не только под негласным запретом советских властей, но и могло быть приравнено к проявлению сионизма. «Учителя уже нет, но его помнят, а это главное», – отметил благодарный ученик...
В 1991 году Рейхман представлял одно из информагентств Азербайджана на 50-летии трагедии Бабьего Яра в Киеве. В том же году, на Хануку прошёл учебный семинар от Бар-Иланского университета по теме Холокоста и героизма в Ростове-на-Дону. Весной 1992 года на первом семинаре для журналистов, пишущих на еврейские темы в Голицыне у Григория произошла мимолётная встреча с профессором МГУ Семёном Гуревичем, приглашённым организаторами из Посольства Израиля в России для чтения лекций. Тот, ознакомившись с публикациями Григория о Холокосте и героизме, благословил на продолжение этой темы в творчестве. Семинар в Израиле летом 1992 года только укрепил его в решении репатриироваться на историческую родину.
Григорий работал короткое время в качестве преподавателя иврита и еврейской истории в еврейской воскресной школе в Баку, был переводчиком израильской журналистки в её путешествии по Азербайджану и Средней Азии.
С декабря 1993 года Григорий Рейхман – в Израиле. Перед отъездом на ПМЖ уже состоявшийся журналист, пишущий как на военную тему, так и по сугубо еврейской проблематике, готов был к трудностям репатриации и абсорбции. Помог иврит. Прибавьте к этому ещё преданность делу и поразительную работоспособность. Приходилось тяжело работать сутками и нередко не по специальности: «Многие статьи писались по ночам, между уходами и приходами на работу. Но это – Израиль. У нас нельзя было работать в щадящем режиме...»
Сегодня Григорий – автор более 200 публикаций в русскоязычной прессе Израиля, США, России, Украины, в ряде международных интернет-изданий, а также научных сборников, изданных в России, Латвии, Украине и Беларуси. В русскоязычных СМИ Израиля опубликовано немало его переводов с иврита и английского.
Несмотря на многочисленные трудности, Григорию повезло на замечательных людей. Это учёные из мемориального комплекса «Яд ва-Шем» Ицхак Арад, Ирит Абрамски, Арон Шнеер, Анатолий Кардаш (увы, покойный), искусствовед и педагог Елена Макарова, историк из Тель-Авивского университета Леонид Смиловицкий и другие.
Григорий – участник ряда русскоязычных издательских и мемориальных проектов воспоминаний людей, переживших Холокост. «Издание книги в Израиле – дело дорогостоящее. Не издав своей, благословляю в «большое плаванье» книги других». И таких благословлений у Григория Рейхмана, журналиста с образованием историка, немало. Достаточно вспомнить статьи-аннотации и рецензии на воспоминания бывших узников нацизма Баси Цин, Николая Шаткина, Розалии Кричевской, военнопленного и партизана Давида Кагана, беженцев от нацизма Сары Криль и Дани Берзин, партизанского командира Леонида Беренштейна, воина Второй мировой Михаила Миркина (США), исследователей Холокоста Арона Шнеера, Анатолия Кардаша, Шауля Фридлендера и т.д. По словам известного израильского историка Леонида Смиловицкого, статьи Григория, будь то переводы, очерки или рецензии на тематические издания, носят исследовательский характер.
С 2000 года по 2014 год Григорий являлся представителем Российского Центра «Холокост» в Израиле, активно участвовал в научных, мемориальных и издательских проектах Центра «Холокост» и Российского еврейского конгресса: энциклопедия «Холокост на территории СССР», «Письма евреев периода Второй мировой войны», «Эстафета памяти», и др. Шесть лет был модератором сайта Российского НПЦ «Холокост». Удостоен гранта Фонда «Генезис».
Григорий постоянно учился. Дважды прослушал курс «Яд ва-Шема» и Минобразования Израиля (тема «Холокост в киноискусстве»). Представленные им на иврите итоговые работы удостоены не менее 90 баллов. После окончания одного из курсов, в составе группы израильских учителей, посетил еврейские места в Польше. «Поездка была весьма плодотворной. Когда пишешь о Варшавском гетто или об освобождении Майданека, Аушвица, надо представлять себе место...» Три фотографии Григория из шести, вошедших в альбом по итогам участия в Международном фотоконкурсе к 65-летию Победы (организатор конкурса и выставки Леонид Падруль – Израиль) были сделаны в Майданеке...
Есть у Григория целый ряд публикаций, показывающих живучесть нацистской юдофобской идеологии в деяниях современных исламских террористов. Достаточно вспомнить недавнюю публикацию в научном сборнике, вышедшем в Риге об «отце арабского нацизма» иерусалимском муфтии Аль-Хусейни, мечтавшем об уничтожении евреев нацистами в подмандатной Палестине в годы Второй мировой войны и его современных последователях – арабских террористах.
Григорий принимал участие в работе ряда международных конференций (в том числе и интернет-конференцй), посвященных Второй мировой войне, Холокосту и героизму – в Берлине, Риге, Днепропетровске, Москве, Ростове-на-Дону, Иерусалиме, Новороссийске.
Его выступления – это и мониторинг израильской русскоязычной прессы по теме Холокоста и героизма, и интересные рассказы о работе по сохранению исторической памяти, которая уже более 20 лет ведется в поистине уникальном израильском военно-историческом музее «Энергия мужества» в г. Хадере. Григорий уже не первый год является членом Ассоциации историков «Арсенал» и научным сотрудником этого музея.
– Музей авторский по концепции и содержанию. Создан более 20 лет назад военным историком, подполковником Советской армии в отставке Давидом Зельвенским, который участвовал в создании и реконструкции десятков музеев (Ленинград, Томск, Кишинев и др.), преподавал курс "История войн и военного искусства" в офицерском училище и университете – это профессионал очень высокого класса", – говорит Григорий, – работать с таким человеком и сплотившимся вокруг него коллективом единомышленников-волонтеров, я считаю за честь. Ещё в бывшем СССР Давид Зельвенский занимался сбором документальных свидетельств об участии евреев во Второй мировой и других войнах, даже когда это, мягко говоря, не поощрялось. В 1994 году он прибыл в Израиль и, не обнаружив профильных музеев о воинах-евреях той войны, решил с помощью семьи и ветеранов создать первый в Израиле музей об участии полутора миллионов евреев в разгроме нацистского врага. Вместе с тем музей раскрывает многовековое военное наследие еврейского народа, участие евреев в различных войнах, в том числе в Первой и Второй мировых. Экспонируются поистине редкие реликвии: знамена, оружие, награды, форма, снаряжение, документы, фотографии и др. Центральное место занимает тема: "Еврейское население СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)». Таким образом, перед нами и первый музей многовековых еврейских военных традиций, с первоклассной методикой и музейной педагогикой. Вот где мне выпала честь трудиться...
Давид Зельвенский оценил по достоинству знания Григория, его умение владеть пером, фотокамерой и, конечно же, донести исторические знания о вкладе воинов-евреев в разгром нацизма до самой широкой аудитории, включая как гостей Израиля, так и ивритоговорящие группы посетителей. «Было время, когда коренные израильтяне имели весьма слабое представление о том, что судьбы мира и еврейского народа решались не только в Северной Африке или на Тихом Океане, но и на полях сражений под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Именно многомиллионная и многонациональная Красная армия, в рядах которой сражалось полмиллиона евреев, вместе с армиями стран антигитлеровской коалиции, сломала хребет германской военной машины, именно она освобождала еврейские гетто на территории бывшего СССР и нацистские концлагеря уничтожения на территории Польши, в том числе и «фабрику смерти» Аушвиц, – говорит Григорий.
В музее созданы документальные выставки, в том числе и уникальная мультимедийная экспозиция, посвящённая участию евреев СССР в Великой Отечественной войне "На линии огня. Опыт коллективного портрета воинов-евреев". Именно Григорию была поручена пропаганда этой выставки. По поручению музея "Энергия мужества" и Музейной комиссии ЦС Союза ветеранов Второй мировой войны борцов с нацизмом (Израиль) – Григорий Рейхман представлял её как в Израиле, так и за его пределами.
Давид Зельвенский: "Трудно переоценить роль и место Григория Рейхмана в многогранной музейной работе. Его публикации, лекции, экскурсии – всегда оригинальны и самобытны. Количество отснятых им событийных фотографий поражает. Он для музея делает любую порученную работу и в любое время суток. Григорий способен сегодня прилететь из Риги и завтра отправиться в Берлин, выступить в Новороссийске и затем отправиться в Брест... Причем, "...без страха и упрека". При этом ещё успевает творчески побрататься с дюжиной "доцентов с кандидатами" и обаять неповторимым израильским шармом весь научный "слабый" пол. Так держать! – моё пожелание юбиляру".
...Мне, автору этой статьи, довелось познакомиться с Григорием Рейхманом в Беларуси, в Бресте, в январе 2016 года, стать его гидом по Брестской крепости и по Бресту. Григорий привёз нам в Брест из Израиля несколько интересных книг для еврейской общины и музейную экспозицию о героях- евреях. Он был тепло принят моим другом, журналистом, редактором газеты «Брестский курьер» Николаем Алексеевичем Александровым, который разработал историко-публицистический проект «Имена и Времена».
Два альбома с сотней постеров, посвящённых Бресту, подаренные музею «Энергия мужества», мы не сомневались, найдут достойное применение в Израиле. Вскоре от Григория пришло тёплое письмо и благодарность за гостеприимство: «Поездка в Беларусь, встречи, участие в презентации изданий, посвящённых Холокосту и героизму – всё это, конечно же, нашло последующее отражение в работе нашего израильского музея, который является инновационной площадкой для интересных разработок».
Григорий прислал мне статью о том, как работала в Хадере передвижная выставка о знаменитых евреях Бреста, сделанная на базе указанного проекта в рамках встречи с искусствоведом из Гродно Инессой Двужильной и презентации её книги об отражении темы Холокоста в академической музыке. Мероприятие прошло с участием представителей Посольства Беларуси в Израиле.
Недавно Григорий вернулся из Новороссийска, где в рамках международной научной конференции о войнах России в минувшем столетии и их влиянии на общественное самосознание, прочёл популярную лекцию в краеведческом мемориальном музее о героизме воинов-евреев, один из которых майор Цезарь Кунников, погибший в боях за этот город, увековечен в экспозиции Хадерского музея.
В городе своего проживания Ашдоде Григорий Рейхман ведёт проект «Морешет» («Традиция») при поддержке Ашдодского муниципалитета.
Буквально на днях он прислал мне свою статью, об участии евреев в восстании 1956 года в Венгрии. Собраны и проанализированы малоизвестные страницы истории.
Остается лишь удивляться, как неутомимого пропагандиста исторических знаний хватает буквально на всё. Уверен, что юбиляр сохранит его неиссякаемую энергию ещё на многие годы...
Михаил Стрелец,
профессор Брестского государственного технического университета, Беларусь
P.S. Редакция журнала «Мишпоха» поздравляет Григория Рейхмана с юбилеем!