Арон, Хьена Моисеевна, Абрам Семёнович и Мулик Ревзины. Бобруйск, 1940 г.В начале прошлого века, сто лет назад, в белорусском городе Бобруйске жила молодая чета Ревзиных: Абрам Семёнович – мой дедушка и Хьена Моисеевна – моя бабушка. И родились у них двое сыновей: старший сын Арон, 1917 года рождения – мой отец, и младшенький Мулик (Самуил) 1923 года рождения – мой дядя.

Старший сын был призван в армию в 1938 году, окончил военное автомобильное училище в Полтаве, женился на моей матери, участвовал в финских сражениях, проходя службу в Ленинградском военном округе.

А младшенький, Мулик, в 18-летнем возрасте, неженатый, поступил на военную службу в мае 1941 года. Стал курсантом 1-го Горьковского военного автомобильно-мотоциклетного училища (там готовили танкистов). Успешно его окончил, получил звание лейтенанта в конце 1942 года. Оба сына воевали на фронтах  Великой Отечественной войны: старший – на Ленинградском, а младший, после окончания училища, сразу же был направлен на Сталинградский фронт.

Уже 3 января 1943 года Мулик писал в письме родителям и моей матери, которые находились в эвакуации в городе Ургенч Узбекской ССР: «…прошу вашего извинения за то, что я заставил вас долго беспокоиться. Был всё время на передовой, в боях, и гнал и фрицев, поэтому времени писать не было. Теперь нахожусь на отдыхе. Снова скоро в бой. Я здоров. Выполняю свой священный долг перед Родиной, перед Сталиным. Мы теперь гоним немцев так, что еле справляемся их догонять. Снова наступит время, когда их совсем разобьём, и мы скоро встретимся. …Здесь климат  вовсе не такой как у нас. Зима тёплая, одет я тепло. Питаюсь отлично.  ...На передовой жил на большой палец. Много доставали трофеев: водки, макарон, бинокли и пр.»

В эвакуации, родные трепетно ждали писем от своих воинов. Где-то в конце января 1943 г. мою маму, Ревзину Мару Семёновну, вызвали в военкомат  города  Ургенч  и сообщили о муже, погибшем смертью храбрых 14 января 1943 года. Состояние мамы не передать: горе, ужас и плачь… Но когда ей вручили извещение о смерти, она увидела, что там указан Ревзин Самуил Абрамович, а не Ревзин Арон Абрамович.

Вот тут одновременно была и радость и огромная печаль, потому, что мама тоже очень любила Мулика. Придя домой, она сообщила дедушке о смерти младшего сына, но бабушке они не отваживались говорить долгое время. И лишь письмо, пришедшее от друзей Мулика, которое попало ей в руки, раскрыло страшную тайну. Что было в доме? – не передать… Крики, обвинения в том, что ей не сообщили вовремя и т.д.

Привожу дословно текст этого письма: «Привет с ЗАПАДНОГО  фронта от незнакомого вам гвардии лейтенанта Шляхтина Н.И., но товарища вашего сына. Сообщаем вам о судьбе вашего сына. Ваш сын погиб смертью храбрых при уничтожении Сталинградской группировки и взятии разъезда Басаргино14.01.1943 г. Похоронен в Сталинградской области, деревня Рубежная 21 января 1943 года. Конечно, это письмо вас не обрадует, и скорбим как об очень хорошем товарище. С приветом к вам друзья вашего сына, гвардии лейтенанты Шляхтин и Осташов. Наш адрес: 25681 Полевая почта 17.4.43 г.»

Прошли годы… В связи с тем, что в стране происходили массовые перезахоронения погибших воинов, мой отец, Ревзин Арон Абрамович, обратился в Калачевский районный военный комиссариат Волгоградской области с просьбой сообщить о месте захоронения брата Самуила. В ответ на запрос пришло письмо за № 4/703 от 29.08.1980 г. следующего содержания:

«В результате проведённого уточнения нами установлено, что Ваш брат – РЕВЗИН САМУИЛ АБРАМОВИЧ в послевоенные годы, во время проведения массового перезахоронения останков погибших воинов из одиночных могил в братские, был перезахоронен в братскую могилу, находящуюся на территории Калачевского дома отдыха. В связи с тем, что на время перезахоронения в нашем райвоенкомате документов о судьбе Вашего брата не было, он был перезахоронен как неизвестный солдат. В настоящее время его фамилия внесена в списки воинов покоящихся в этой братской могиле и будет увековечена на памятнике могилы. Подпись – подполковник Попов».

Наши сведения о подвиге и смерти Мулика, были чрезвычайно малы. Знали, что он был танкистом  и погиб в сражениях под Сталинградом через две-три недели после окончания училища. Но, благодаря появлению интернета, в  2015-м году, в сети появился сайт «Подвиг народа», где были опубликованы архивные документы о награждении участников Великой Отечественной войны. Вот тут восхищение, чувства гордости и патриотизма переполняли наших родственников и друзей.

В представлении о награждении Орденом Красного Знамени Ревзина Самуила Абрамовича 1923 г.р., в разделе «Описание подвига», сказано (привожу дословно): «В боях за Социалистическую Родину с немецким фашизмом 14 января 1943 года в районе разъезда Басаргино Сталинградской области, показал себя настоящим героем за дело партии Ленина – Сталина. При прорыве сильно укреплённого рубежа противника, пренебрегая смертью, прорвался своим танком в тыл противника, уничтожил противотанковых пушек – 4,  пулемётов – 6, автомашин раздавил на пути движения – 10. Всего уничтожил автомашин 30 штук. Уничтожил солдат и офицеров до 100 человек. Сам погиб смертью храбрых со всем экипажем, но задачу выполнил с честью».

Напрашиваются вопросы: «Что надо было сделать, чтобы посмертно получить звание Герой Советского Союза? Почему это звание не дали Ревзину Самуилу Абрамовичу?  Боялись испортить статистику?» И если бы мой отец, брат Мулика, не обратился в Калачевский военкомат, то был бы предан забвению герой войны, прекрасный 18-летний парень.

Все эти годы семьи Ревзиных (все поколения) свято чтут память о нашем герое-танкисте. Бережно хранятся фотографии, письма с училища и фронта. Жена моего брата, Ревзина Татьяна Николаевна, работающая в одном из Витебских колледжей, регулярно проводит беседы со студентами о патриотизме. И в качестве одного из примеров, рассказывает о судьбе Мулика. Моя племянница, Сашенька Титова-Ревзина, вместе со своим сыном, Максимом (учеником 3-го класса 10 средней школы г. Витебска) принимают активное участие в городских конкурсах «Гордость семьи», «Фронтовой альбом», посвящённых 75-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Максим Титов, по результатам конкурса «Гордость семьи» награжден дипломом 1–й степени.

Феликс РЕВЗИН

Арон, Хьена Моисеевна, Абрам Семёнович и Мулик Ревзины. Бобруйск, 1940 г. Ревзин Абрам Семенович, Рязань, 1916 г. Курсанты автомобильного училища, Полтава, 1940 г. (Арон верхний ряд в центре). Арон. Ленинградский фронт, 1942 г. Ревзин Самуил Абрамович, довоенное фото. Отец и мама, Витебск, 1963 г.