Поиск по сайту журнала:

 

 Впервые Старобин упоминается в фамильном фонде «Князі Радзівілы» в 1646 году, как владение князей Радзивиллов, Олельковичей, Витгенштейнов и Гогенлоэ.

На тот момент поселение входило в состав Слуцкого княжества, где уже в начале XVII в. была образована еврейская община. О присутствии евреев в наших краях свидетельствуют и легенды.

По первой версии на берегу реки Случь жил старый еврей по имени Бин. Он владел домом и корчмой. А поскольку река была судоходной, торговцы, перевозившие товар, останавливались у него на ночлег. И когда кто-то спрашивал, где же можно остановиться, они неизменно отвечали: «У старого Бина».

По второй версии название произошло от слов «сто раввинов», что говорит о наличии в этом местечке значительной доли еврейского населения.

С началом войны Речи Посполитой с Россией в 1654 г., когда в Беларусь вторглись русские войска, евреи из Слуцкого княжества бежали в Вильно. После окончания войны община была восстановлена, её численность значительно увеличилась, во многом благодаря опеке князей Радзивиллов. По второму разделу Речи Посполитой в 1793 г. местечко Старобин вошло в состав Слуцкого уезда Минской губернии Российской империи. Таким образом, эти места входили до 1917 года в так называемую черту постоянной еврейской оседлости. Согласно данному указу, представителям этой нации предписывалось жить только в регионах, ранее входивших в состав Речи Посполитой. При этом им запрещалось селиться в селах и крупных городах, а разрешалось проживать только в небольших городках-местечках, таких, как Старобин.

Интересный материал для изучения истории Старобина дают инвентари. В инвентарях 1846 года есть информация о том, что в местечке проживает 469 человек взрослого населения, из которых – 240 евреи. А из сведений книги «Описание церквей и приходов Минской епархии» 1879 года мы знаем, что в XIX веке в этом местечке проживало 2315 человек, из которых 1494 – евреи, также здесь действовали три синагоги, что, в целом, и делало его еврейским.

После отмены крепостного права в 1861 году и проведения ряда реформ, одна из которых была образовательной, повсеместно стали организовываться народные училища. К 1863 г. было открыто училище и в Старобине. Но детям евреев посещать его было запрещено.

С 1897 года в Старобине ежегодно проводились ярмарки, шёл обмен товарами. Были тут и хлебозапасные магазины, заезжие дворы, православные церкви, конные мельницы, волостное управление, народное училище, молитвенный дом.

Половину населения Старобинской волости составляли евреи, наибольшая часть которых проживала в деревнях Кривичи, Островки, Косыничи, Большой Рожан, Кулаки, Старобин, Вызна (современное название Красная Слобода).

Первая мировая война нарушила привычный образ жизни. В 1915 году линия фронта приблизилась к Старобину. По правому берегу Случи, с севера на юг, протянулись запасные линии блиндажей, окопов, проволочных заграждений. Неудачи, постигавшие царскую армию в войне, а также ряд других причин, вызывали среди солдат и местного населения недовольство, которое подпитывалось также революционными идеями. А среди еврейского населения стали распространятся идеи сионизма (политического движения, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – в Израиле).

В 1919 году, после установления в городе советской власти еврейские политические организации были распущены. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. На фоне данных событий в Старобине происходит постепенная убыль населения. В своих воспоминаниях Моше Файнштейн, исследователь в области еврейской философии, уточняет: «В 1915 г. я вернулся в Узду. Отец, почувствовав, что я уже могу начать самостоятельно работать, уступил своё место и я в тот же год переехал в Старобин, хотя этот городок был меньше Узды, и евреев, соответственно, меньше (чуть больше тысячи)».

В этот период действовала синагога. Сведения о ней прописаны в книге «Голос безмолвия» Ш. Зонненфельда: «В период учений наш батальон, в октябре 1915 г. расположился возле местечка Старобин Минской губернии. Я и мой товарищ, который тоже учился в йешиве до призыва в армию, проводили наши отпуска в местечковой синагоге, изучая вместе Гемару». Еврейские жители Старобина, кто впоследствии переехал в Америку или в Палестину и оставил свои воспоминания о жизни в этом еврейском местечке накануне и во время Первой Мировой войны, пишут о Старобине, как о довольно глухом месте на северной окраине Полесья, вдали от железной дороги. Туда было нелегко добраться даже от ближайшего настоящего города Слуцка. Вместе с тем, в Старобине была своя газета, различные еврейские организации и учебные заведения. Местечко делилось на те улицы, где жили простые рабочие и ремесленники, и более респектабельную часть, между которыми существовало определённое отчуждение. Но и бедняки, и люди побогаче в Старобине занимались садоводством и огородничеством, возле каждого дома были участки земли.

Значительный процент еврейского населения в 1920-е гг. (бывшие лавочники, мелкие ремесленники и др.) был объявлен «нетрудовыми элементами» и попал в категорию «лишенцев». Эти люди были лишены избирательного права, их ограничивали в приёме на работу и в получении жилья; их детей не принимали в высшие учебные заведения. Всё это способствовало активному переселению этой категории евреев в поисках работы, главным образом, из сельской местности в местечки и города. Большой процент евреев – «лишенцев» привёл к тому, что советская власть предприняла попытку заново рассмотреть положение евреев. Переориентация их на занятия сельским хозяйством казалась единственным путем. Поэтому 25 июля 1925 г. было создано Белорусское отделение Общества по землеустройству трудящихся евреев в СССР (БЕЛОЗЕТ). В БССР стали создавать еврейские сельхозколлективы, и Старобин не был исключением. Последствия этих процессов привели к росту населения в посёлке.

В Старобине на улице Пограничной в 1933 году работала еврейская школа Талмуд-Тора. Ученики школы постигали грамотность, и изучали основы иудаизма. Если кто-то из еврейских детей не посещал школу, то синагога не давала согласия на празднование совершеннолетия этого ученика (бар-мицву), когда мальчика впервые вызывают к Торе.

В 30-е годы в Старобине было создано два товарищества: «Труженик», куда входили евреи, и «Ударник» – для белорусов. Позже они объединились. Также существовало Общество помощи бедным, которое оказывало помощь учащимся из бедных еврейских семей. Евреи были дружны, они не гнушались никакой работы. Многие из них нанимались на работу в деревнях: ремонтировали и шили обувь, одежду. Когда проходили ярмарки, некоторые евреи скупали у крестьян зерно с возов, ссыпали в амбары, а позже перепродавали. «Вашовники» – так называли евреев, которые по Случи сплавляли лес. Были и богатые евреи, которые также продавали лес.

История еврейства Старобина, как и всей Беларуси, неразрывно связана с Холокостом. 26 июня 1941 года Старобин и его окрестности заняли немецкие войска. В это время посёлок Старобин был уже районным центром на юге Минской области и жило здесь немногим более 3 тысяч человек, из которых 90% составляли евреи. Все они были убиты, еврейская община прекратила своё существование.

В настоящее время одним из мест, которое связано с историей евреев Старобина, является старое кладбище. Кладбище наряду с синагогой наиболее важные составляющие еврейской общины, часто единственные оставшиеся свидетели существования еврейских местечек. Еврейская традиция предписывает, чтобы кладбище было за границей поселения. А к тому же, когда община покупала землю для кладбища, обычно это были самые дешёвые земли, не просто за местечком, а иногда за километр-два от него. Соответственно, сейчас, когда поселения разрослись, такие места оказываются на окраинах и задворках.

В Старобине на данный момент находится два еврейских кладбища – старое и новое 1956 года закладки, на котором на данный момент 33 захоронения.

Старое еврейское кладбище находится в лесу возле ОАО «Старобинский торфобрикетный завод». Само кладбище по форме близко к квадрату. Большая часть эпитафий сохранившихся надгробий плохо различима. Если судить по распределению надгробий на территории кладбища, традиционная структура расположения могильных памятников (ряды) нарушена достаточно сильно. Также замечено расхищение надгробных камней и памятников. Исходя из источников, старому кладбищу около 500 лет, а последние захоронение можно причислить ещё к дореволюционному времени. Но сколько лет точно – не известно. Данное кладбище не упоминается в литературе, краеведческих материалах. На современной картах, карте РККА Беларуси и Литвы (1939 г.) и 3-верстовой карте Шуберта (1840 г.) кладбище отсутствует, но его можно найти на картах Генштаба (1985 г.), I-II вёрстке (1880 г.) и довоенной польской топографической карте центральной Беларуси (1924 г.)

На старом еврейском кладбище сохранились 24 надгробия (мацевы) и 1 захоронение.

Надгробия старых еврейских кладбищ являются важным источником при изучении истории местных иудейских общин.

Бельченко Денис, учащийся 9 класса
ГУО «Старобинская средняя школа»

Школьники Старобинской школы сажают акацию у памятника расстрелянным евреям. У памятника расстрелянным евреям Старобина. Бельченко Денис. Один из последних евреев Старобина Михаил Шеврин. Cтарое еврейское кладбище. Cтарое еврейское кладбище. Cтарое еврейское кладбище. Cтарое еврейское кладбище. На старом еврейском кладбище.