Просматривая библиографические указатели учебников на языке идиш для еврейских школ в СССР, обращаешь внимание на тот факт, что на рубеже 1920 – 1930-х годов К.Д. Безносик участвовал в подготовке учебных пособий и в коллективе москвичей (редактор профессор Зарецкий А.И.), и в коллективе минчан. В Москве во второй половине 1920-х годов было издано пособие «Shprakh» /«Язык»/ (4 тома). К. Безносик единолично составил «Учебник для 3-го года обучения» и совместно с Х. Лойцкером и И. Гринбергом – «Учебник для 2-го года обучения».
В Минске в 1930 году увидели свет два пособия на идише, в составлении которых принял участие К. Безносик. Его соавтором «Рабочей книги по литературе для 1 курса рабфака и вечерней школы высшего типа» был Л. Царт, а «Антирелигиозной литературной книги для чтения» – М. Эрик и Я. Рубин. Кроме того, библиографами зафиксированы две рецензии К. Безносика, опубликованные в те же годы в минском журнале «Shtern» /«Звезда»/. В 1932 году Еврейский сектор АН БССР издал сборник по лингвистике, в котором К. Безносику принадлежит статья, излагающая историю работы по грамматике языка идиш в Советском Союзе.
Если педагогическая деятельность К. Безносика в виде изданных школьных пособий зафиксирована библиографами, то сведения биографического характера фактически не известны, и их пришлось собирать по крупицам.
В поисках материала к истории Еврейского литературно-лингвистического отделения (ЕвЛИТЛО) 2-го МГУ мне удалось познакомиться с репортажем в газете «Der Emes» о торжественно отмеченном 20 мая 1928 года первом выпуске ЕвЛИТЛО. Слово благодарности от имени выпускников сказал К. Безносик. Этим подтвердилась версия, что Безносик, подобно Лойцкеру, был студентом ЕвЛИТЛО и привлекался профессором Зарецким к подготовке уже упомянутого пособия «Sparkh». Выяснилось и время поступления К. Безносика во 2-й МГУ – весна 1926 года. Именно тогда состоялся первый набор студентов на ЕвЛИТЛО.
Абитуриенты по уровню подготовки были разделены на две группы. Те, кто уже имел опыт учёбы в советских учебных заведениях, были зачислены на второй курс. В этой группе, например, учились уроженцы Беларуси
И. Харик, З. Аксельрод – поэты, С. Рохкинд, ставшая лингвистом, и, как мы узнали, К. Безносик. Остальные абитуриенты попали в группу первокурсников и получили дипломы в 1929 году.
Два года московской жизни К. Безносика вырваны у забвения. А где искать другие строки его биографии?
Некоторый прорыв произошёл, когда я заглянул на сайт Мемориала памяти жертв Катастрофы и Героизма «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль). Обратила на себя внимание анкета: «Кива Безносик родился в 1900 году в Белоруссии. До войны жил в Минске. Женат, супруга Стера. Кива погиб в 1941 году в Минске, БССР». Об этом трагическом событии свидетельствовала Лаура Яковлевна Рубина, жительница Беэр-Шевы (Израиль). Из телефонного разговора с Л.Я. Рубиной выяснилось, что семьи её и Безносиков до войны дружили, а главы семейств Яков и Кива работали в Академии наук Белоруссии и даже издали совместную антирелигиозную хрестоматию, уже упомянутую в этом тексте. После войны семья Рубиных в Минск не вернулась, искала довоенных друзей, но никаких следов Кивы Безносика и его близких не нашла. И я, не уверенный, что удастся найти дополнительные сведения к биографии Кивы Безносика, написал заметку, рассказав о нём и его соавторах, составителях учебников для еврейских школ Белоруссии, людях трагической судьбы.
Прошёл десяток лет. В переписке с активистом «Форума: Еврейские корни» я вспомнил историю поиска сведений о К. Безносике. Вскоре мне сообщили, что в архиве Петербурга (Фонд института дошкольного воспитания) хранится «Дело студента Безносика К. Д.». Ознакомление с не особенно информативным делом позволило узнать, что в 1922 году школьный учитель из Витебска Кауфман Давидович Безносик, 1897 года рождения, был направлен на учёбу в Академию социального воспитания и учился там до осени 1924 года. Прошёл ли он полный курс этого вуза, осталось неизвестным.
Но есть ли связь между Кивой и Кауфманом Безносиками? Или оба педагога только однофамильцы? Однозначный ответ дал электронный каталог библиотек Беларуси, в которых сохранились несколько десятков учебных пособий, составленных Безносиком Кауфманом Давидовичем для белорусских школ или редактировавшихся им. На хранении находятся и хрестоматии на идиш, созданные им как с Л. Цартом, так и с М. Эриком и Я. Рубиным.
Найденные источники позволяют составить краткую биографию языковеда, а также подкорректировать некоторые неточности.
Кауфман (имя в быту – Кива) родился в 1897 году на Витебщине в семье земледельца Давида Безносика. Копии листов дела студента К.Д. Безносика нечетко пропечатаны. С большим трудом можно разобрать место рождения: «Витебская губерния, Сиротино...»
У Давида были также две дочери. Возможно, одна из них, педагог Рива Давидовна Безносик, 1902 года рождения, бежавшая, по сведениям музея «Яд Вашем», в 1941 году из Жлобина в Поволжье.
Примерно в 1920 году К.Д. Безносик окончил Годичные педагогические курсы в Витебске и работал в одной из местных школ. В 1922 году его направили на учёбу в Академию социального воспитания. В Москве К. Безносик учился до осени 1924 года. Весной 1926 года педагог Безносик становится студентом 2 курса ЕвЛИТЛО 2-го МГУ. В период учёбы привлекался языковедом профессором А. Зарецким к подготовке учебных пособий для школ с преподаванием на идише. В мае 1928 года К. Безносик с дипломом 2-го МГУ был принят на работу в Еврейский сектор АН Белоруссии. Он участвовал в подготовке хрестоматий для школ с преподаванием на идише, пишет рецензии на сборник стихов М. Хащеватского и на повесть Г. Орланда, которые напечатал журнал «Shtern».
После 1933 года Кауфман Безносик переключается на подготовку учебных пособий на белорусском языке, составляя их сам или редактируя учебники других авторов.
В 1938 – 1939 годах языковед К.Д. Безносик (соавтор И.Н. Шапошников) издаёт учебники по русскому языку для белорусских школ.
О судьбе К.Д. Безносика, его жены и двух сыновей после 22 июня 1941 года ничего не известно.
К сожалению, у нас нет фотографии Кауфмана Безносика.
Может быть, кому-то из читателей журнала «Мишпоха» известны данные о педагоге К.Д. Безносике и его семье, которыми он готов поделиться?