27 февраля 2021 г. исполняется 130 лет со дня рождения Дэвида Сарнова.
Этот человек был известным американским связистом и бизнесменом, одним из основателей электронной промышленности, радиовещания и телевидения в США, олицетворением рекорда пребывания у власти в бизнесе, которого когда-либо достигал в США выходец из Беларуси, являлся руководителем всеми радиоинформационными службами США в годы Второй мировой войны, советником по средствам связи и информации десяти президентов США.
Оценивая роль Дэвида Сарнова в истории США, президент США Линдон Джонсон подчеркнул:
“Его рост от мальчика иммигранта до руководителя государственного масштаба – это исключительный и одновременно вдохновляющий рекорд”.
В январе 1975 года авторитетный журнал “Фортуна” включил Дэвида Сарнова в число двадцати самых знаменитейших американцев, внёсших наиболее существенный вклад в деловую и общественную жизнь страны, наряду с Джорджем Вашингтоном, Генри Фордом, Джоном Рокфеллером, Томасом Эдисоном и другими людьми, составляющими гордость американского народа. Всемирно известный журнал “Тайм” ещё при жизни назвал Д. Сарнова гениальным менеджером ХХ века.
Его жизненный путь начался 27 февраля 1891 года в еврейском местечке Узляны Игуменского уезда Минской губернии (сегодня деревня Узляны Пуховичского района Минской области) в небогатой семье бродячего маляра Абрама и швеи Леи Сарновых.
В 1896 году, когда Давиду исполнилось пять лет, АбрамСарнов в поисках лучшей доли с надеждой на благополучие и счастье отправилсяв Соединённые Штаты Америки. В Узлянах оставалась с тремя детьми Лея Сарнова. И тогда бабушка Рива отвезла маленького Давида к своему брату – ортодоксальному раввину в город Борисов (по другим данным, в местечко Корма Рогачёвского уезда Могилёвской губернии – Э.И.) Он воспитывался в традиционном религиозном духе, заучивая наизусть священные тексты из Талмуда и Торы. Интересно, что Дэвид Сарнов много лет спустя, благодаря своей феноменальной памяти, потрясал раввинов способностью произносить наизусть большие отрывки из иудейских священных книг.
Через четыре года Абрам Сарнов вызвал в США свою жену Лею с детьми. С большими трудностями 2 июля 1900 года они добрались до Нью-Йорка и поселились в районе еврейской бедноты – Нижнем Ист-Сайде. От тяжёлой работы Абрам Сарнов часто болел. И тогда старшему сыну – 9-летнему Давиду, наряду с учёбой, пришлось подрабатывать.
Здесь, в пригороде самого крупного города США Давид Сарнов превращается в Дэвида Сарноффа, на плечи которого в скором времени переходят заботы о всей семье.
Американский учёный-историк Давид Мельцер отмечает:
“Он трудился везде, где только мог. С утра, до школы успевал разнести “Форвертс”, затем выполнить разные поручения в мясной лавке, петь в синагогальном хоре, а после уроков продавать дневные и вечерние газеты. Трудолюбие для Давида стало постоянным спутником жизни. В тринадцать лет он (заняв у друзей и знакомых 200 долларов – Э.И.) сумел приобрести небольшой газетный киоск в Манхэттене на углу 46-й улицы и 10-й авеню.
Давид смог также организовать доставку газет многочисленным подписчикам. Так подросток помогал родителям кое-как сводить концы с концами.
После окончания с отличием восьми классов Давид оставляет газетный бизнес, передав киоск в руки младших братьев. Сам же находит работу рассыльного в телеграфной компании – Сommercial Cable Company. Будучи весьма любознательным, он самостоятельно освоил (соответствующую – Э.И.) литературу и азбуку Морзе. Давид запоем читал все имевшиеся там книги по специальности. Он довольно успешно научился работать телеграфным ключом. По вечерам служащие разрешали ему тренироваться, принимать и передавать телеграфные сообщения. Мальчишеским острым умом и прилежанием юноша постиг все секреты телеграфного дела, которое в то время было новинкой.
Он готов был отказаться от всего, что мешало ему добиваться главной цели” (Мельцер Д. Белорусские евреи в Америке. Нью-Йорк, 2014. С. 36–37).
После смерти отца в 1906 году 15-летний Дэвид решает переквалифицироваться в журналиста.
По удивительному стечению обстоятельств он пошёл наниматься в газету ”New York Herald”, но перепутал двери и попал в офис телеграфного концерна ”Сommercial Cable Сompany”, которому позарез нужны были талантливые курьеры. Так, перепутав офисы, юный Сарнофф и попал в индустрию коммуникаций, переживавшую в то время настоящую революцию.
В том же самом 1906 году после увольнения из этой компании (где юный сотрудник не осмотрительно попросил отгул на время еврейского праздника) Сарнофф устремляется в офис американского отделения компании ”Marсoni”. Здесь вновь судьба проявляет к нему благосклонность: волей случая он знакомится с навестившим свой американский филиал будущим лауреатом Нобелевской премии, великим изобретателем Гульельмо Маркони, который сразу же назначает смышлёного парнишку младшим радиооператором в компанию беспроволочного телеграфа, а потом – своим личным помощником. Шеф обратил внимание на прилежание и работоспособность Сарнова и часами помогал ему овладеть секретами теории электромагнитных волн.
Через два года семнадцатилетнего Дэвида Сарноффа командируют на отдалённый радиомаяк. Затворничество на станции пошло юноше только на пользу: он смог подзаработать денег и досконально изучить устройство и принцип действия радиотелеграфа, благо книг на радиомаяке было выше крыши.
После возвращения в Нью-Йорк в 1909 году 18-летний Дэвид серьёзно занимается самообразованием: посещает лекции по электротехнике в Институте Пратта, штудирует литературу в нью-оркской публичной библиотеке. Рвение молодого сотрудника не остаётся незамеченным, и в 1910 году его назначают менеджером и оператором той же самой радиостанции, которая после истории с “Титаником” сделала Сарноффа знаменитым.
16 июля 1999 года газета “Комсомольская правда в Белоруссии” в своей “Справке” писала:
«14 апреля 1912 года оператор самой молодой в мире радиостанции, установленной на крыше нью-йоркского универмага “Wanamaker”, Дэвид Сарнофф, принял радиограмму, отправленную с борта корабля, находившегося за 1400 миль: «Пароход “Титаник”, столкнувшись с айсбергом, быстро идёт ко дну». Ещё трое суток после этого Дэвид не покидал свою вахту, принимая сообщения о подробностях трагедии, разыгравшейся в Атлантике. Газетный магнат Уильям Рандолф Херст, выкупив текст этих радиограмм, отпубликовал их на страницах “American”, положив начало череде сенсационных публикаций о катастрофе “Титаника”. Заодно широкая публика впервые получила представление о чудесных возможностях радио. Своя доля славы досталась 21-летнему Дэвиду Сарноффу».
В течение 72 часов он, не снимая наушники, непрерывно поддерживал связь с моряками судов, поспешивших к месту бедствия, которое находилось в 2500 километрах от Нью-Йорка. Из 2223 пассажиров “Титаника“ осталось только 706 человек. Все эти трое суток он передавал прессе информацию о результатах спасательных работ, а его портрет не сходил с первых полос американских и зарубежных газет. Юный Дэвид стал национальным героем.
Именно эти дни стали поворотными в судьбе компании Маркони, которая набирала обороты. Отныне отношение к радио в США заметно изменилось.
Американский историк Д. Мельцер констатирует:
«Конгресс США принял закон о том, что все пассажирские суда, имеющие на борту более 50 человек, в обязательном порядке должны быть оснащены надёжной радиосвязью. Резко возросли акции компании на бирже. Эти события оказались положительно и на преуспевающей карьере Давида Сарнова. Он получает должность главного инспектора радиослужбы Нью-Йоркского порта, а затем коммерческого директора всей компании Маркони. Впоследствии Сарнов вспоминал: «Гибель “Титаника“ продвинула вперёд радио и меня тоже»…
В США началось бурное развитие радиопромышленности, вся история которой связана с именем Сарнова…
В 1917 году он познакомился с молодой французской эмигранткой Лизетт Герман. Давидс первого взгляда влюбился в очаровательную блондинку из еврейской семьи.
В июне 1917 года он женился. Брак оказался на редкость удачным. Лизетт стала матерью троих их сыновей. (Мельцер Д. Белорусские евреи в Америке. С. 38 – 39).
В 1919 году американский радиоконцерн «Radio Corporation of America» (RСA) выкупил контрольный пакет компании «American Marconi». В новой структуре Дэвиду Сарноффу был предложен пост менеджера коммерческого отдела. Пользуясь новыми возможностями, он немедленно возвратился к своей затее и представил на рассмотрение руководству RСA план, некогда отвергнутый «Marconi».
В начале 1920 года «музыкальный ящик» (Musicbox) пошёл в серийное производство. К 1924 году как минимум 2,5 млн. американских семей купили себе это чудесное изобретение. В 1926 году RСA создало первую общенациональную радиовещательную компанию – NBC, которая позволяла слушателям по всей стране одновременно принимать трансляцию из Нью-Йорка. С 1929 года Дэвид Сарнофф становится вице-президентом, а с 1930 года – президентом радиовещательной корпорации Америки (RСA), которая размещалась на 33-м этаже нового гигантского небоскрёба в Рокфеллер–центре.
Став во главе одной из крупнейших и богатейших в мире электронных компаний, он много времени уделил внедрению в стране системы телевидения, сначала чёрно-белого, а потом и цветного.
Знакомство Дэвида Сарноффа с талантливым инженером – эмигрантом из России Владимиром Зворыкиным, который занимался созданием электронной телевизионной аппаратуры, можно назвать никак иначе, как судьбоносным. Дело в том, что в 1929 году Зворыкин запатентовал кинескоп, и Сарнофф сразу же оценил перспективность его изобретения. Он уговорил Владимира возглавить исследовательскую лабораторию. Нельзя не согласиться с мнением Д. Мельцера, что на эти цели были выделены щедрые денежные средства и созданы отличные условия для творческой работы, возможность неограниченно экспериментировать. На разработку, создание и внедрение чёрно-белой телевизионной техники корпорация истратила огромную для того времени сумму – 10 млн. долларов. Но прибыль во много раз превзошла затраты.
В 1936 году компания NBС начала пробные телевизионные передачи с небоскрёба Empire State Buildbing. А через три года передачи чёрно-белого избражения стали ежедневными. Первая прямая трансляция состоялась 30 апреля 1939 года. Она была приурочена к открытию Всемирной выставки в Нью-Йорке. В торжественной церемонии принял участие президент США Франклин Рузвельт. Во время этой выставки RСA представила публике телекамеру и телеприёмник.
Дэвида Сарноффа, вместе с Владимиром Зворыкиным, создавшим чудо ХХ века, назовут “Отцом американского телевидения”.
В годы Второй мировой войны RСA начала выпускать военную продукцию – радиопередатчики и приёмники для армии, радары, управляемые по радио снаряды и многое другое.
Сначала он был старшим офицером по коммуникациям Армии США, а летом 1942 года Сарнофф был назначен главным советником корпуса связи Армии США. В ходе операции по высадке англо-американских войск в Нормандии летом 1944 года командующий Объединёнными силами союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр назначил Д. Сарноффа своим помощником, поручив ему организацию радиокоммуникаций. Именно тогда он создал систему радиокоммуникации, охватывающую Европейский и Средиземноморский театры военных действий, решил все вопросы радиообеспечения высадки американских войск во Франциии Германии. В сферу действий Д. Сарноффа входила также организация государственной радиопропаганды на оккупированных врагами территориях. В своих мемуарах Д. Эйзенхауэр высоко оценил действия средств связи в годы Второй мировой войны и особенно в 1944году.
Блестящая деятельность Дэвида Сарноффа во время Второй мировой войны была высоко оценена президентом США. За боевые заслуги и успешное руководство связью он был награждён высшим военным орденом США Legionof Merrit (Доблестного легиона).
В 1944 году Д. Сарнофф был удостоен звания бригадного генерала. Званием этим он очень гордился, постоянно носил генеральскую форму и все свои бумаги подписывал «Генерал Сарнофф». После войны и до конца жизни за ним закрепилось прозвище «Генерал».
Плодотворная деятельность этого человека продолжалась и после окончания Второй мировой войны.
Белорусский журналист Сергей Верас отмечает:
«…И вот в начале 1946 года на рынке наконец-то появился 10-дюймовый телевизор 630 ТS cтоимостью 375 долларов. Страна, соскучившаяся по развлечениям, бросилась покупать новинку. К 1950 году в США насчитывалось уже более 7 миллионов телевизоров, половину из которых произвела RСA. Затем начался настоящий телевизионный бум, в результате которого к 1952 году телевизоры появились в 47% американских домов. RСA встретила этот бум во всеоружии: в 1953 году NBS начала регулярное телевещание, снимая телепередачи по мотивам своих же радиопрограмм. Развитая инфраструктура из 238 станций позволила NBS стать первым общенациональным телеканалом.
(В 1954 году Д. Сарнофф сменил должность президента RСA на менее действенный пост председателя Совета директоров корпорации. Очередным его успехом стал переход к цветному изображению в телевещании – Э.И.)
Однако бригадный генерал и не думал довольствоваться достигнутым. В этот раз он берётся за цветное телевидение, в создание которого инвестирует 130 миллионов долларов. К сожалению, публика довольно вяло восприняла эту новинку. Из-за огромных затрат на разработку и производство цветных телевизоров прибыли компании упали на четверть. Но Сарнофф не сдавался. Прорыв состоялся, когда Уолт Дисней решил разместить свою программу «Чудесный мир Диснея» на NBS, имевшей возможность транслировать её в цвете. В результате к 1963 году цветное телевидение превратилось в стомиллионную индустрию». Доля RСA этом рынке составила фантастические 70% (Верас С. Основатель электронных СМИ родился под Минском//Комсомольская правда в Белоруссии, 16 июля 1999 г. С. 21).
В 1953 году Д. Сарнофф получил медаль основателей IRE.
Таким образом, в 1949 году под руководством Д. Сарнова была создана система цветного телевидения, сочетающая с чёрно-белой, в 1956 году – сделана запись телепередачи под магнитную видеоленту, в 1964 году – снят первый телевизионный художественный фильм.
Одно время годовой доход одного из самых талантливых менеджеров довоенного времени в США составил сто тысяч долларов. Это позволило Сарнову постоянно тратить значительную часть личных денег на благотворительные цели. Он часто и охотно делал добрые дела, не забывая о своём происхождении. Сарнов финансировал ряд иешив, выделял стипендии для талантливых студентов – соплеменников в колледжах. Давид и его жена состояли попечителями многих благотворительных фондов.
Будучи весьма популярным и авторитетным человеком в деловом мире, Д. Сарнов в 1940 году был избран президентом влиятельного Экономического клуба Нью-Йорка.
Годы брали своё, и 1 января 1965 года совет RGA утвердил в должности президента корпорации Роберта Сарнова – старшего сына Дэвида, занимавшего до этого пост вице-президента. Дэвид Сарнов стал почётным председателем, но и на этом посту продолжал энергично работать, пока жестокая болезнь не свалила его.
Дэвид Сарнофф ушёл на покой в 1969 году. Но вплоть до своей смерти он работал на переднем фронте телерадиокоммуникаций: участвовал в разработке космического, кабельного, цветного телевидения, коммерческих правил и законов американского телевидения.
Сарноффа не стало12 декабря 1971 года – на 81-м году жизни.
Несмотря на то, что Д. Сарнов окончил только восьмилетнюю школу, благодаря постоянному самообразованию, он стал однимиз образованнейших людей США. Он был членом Национального института социальных наук, Британского королевского общества, почётным доктором 26 американских университетов и институтов. Именем Д. Сарнова назван научно-исследовательский центр RGA в Принстоне.
Многогранная деятельность Давида Сарнова отмечена многочисленными наградами, среди которых американская медаль «За заслуги», французский орден Почётного легиона.
На его похоронах губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер сказал:
«Его гений заключался в его способности смотреть на те же вещи, на которые смотрят другие, но видеть больше».
По мнению известного белорусского и американского историка, профессора Давида Мельцера, в истории еврейской эмиграции из Беларуси нет другого человека, который добился такого огромного успеха в Америке, сделал столь фантастическую карьеру. Родившись в захолустном местечке черты оседлости и привезённый в Соединённые Штаты в девятилетнем возрасте, Давид Сарнов стал выдающимся бизнесменом, основателем радиовещанияи телевидения, организатором электронной промышленности, видным общественным деятелем, одним из самых талантливых и влиятельных людей Америки, легендой американского делового мира.
Группа украинских исследователей имела все основания придти к следующему заключению:
«Сарнов действительно обладал уникальным предпринимательским талантом, был гением не только предугадывания. Ему принадлежит идея создания регулярного и массового радио- и телевидения. Мечтатель Сарнов обладал способностью видеть будущее и претворять его в жизнь. Он был фанатично предан идее развития новых средств массовой коммуникации. Не будучи ни исследователем, ни изобретателем, он сделал значительно больше, чем кто-либо другой, для того, чтобы открыть массам новые технологии века перемен – настоящего коммуникационного столетия. Сарнов был тем человеком, который внёс радио и телевидениев каждый американский дом. По сути, он стал великим американскими мировым просветителем через средства массовых коммуникаций, и именно поэтому американцы официально признали его отцом-основателем радиовещания и телевидения» (Скляренко В.М., Иовлева Т.В., Ильченко А.П., Рудычева И.А. 100 знаменитых евреев – Харьков, 2006 – С.398).
Ещё при жизни Д. Сарноффа – в 1959 году Международный институт инженеров-электриков учредил премию его имени за достижения в области электроники.
В 1984 году Дэвид Сарнофф был посмертно введён в Зал славы телевидения, в 1989 году – в Зал славы радио, а в 2014 году в Зал славы штата Нью-Джерси.
Эмануил Иоффе,
профессор, доктор исторических наук