Яков Крейзер родился в неспокойном 1905 году в Воронеже в семье мелкого торговца. С 16 лет – в Красной Армии. С ней он связал всю свою жизнь.
…Курсант пехотной школы. Убеждённый в правоте большевистских идей, Яков Крейзер участвует в подавлении крестьянских восстаний. Потом служба в пехотном полку. Сначала командиром отделения, затем взвода, а потом и роты.
Военная жизнь бросала его с места на место. А Яков был только рад этому. Ему пришлась по душе беспокойная жизнь, нравилась воинская дисциплина, он гордился тем, что является командиром Красной Армии.
В январе 1928 года Крейзер назначен командиром взвода в 3-й стрелковый полк 1-й Московской Пролетарской стрелковой дивизии. В феврале 1929 года стал командиром роты.
В 1931 году Яков окончил стрелково-тактические курсы усовершенствования командирского состава РККА «Выстрел» имени Коминтерна и был назначен командиром учебного батальона, а затем командиром полковой школы.
Летом 1936 года в Алабинских лагерях в присутствии двух, вскоре репрессированных, маршалов, – заместителя народного комиссара обороны М.Н. Тухачевского и начальника Генерального штаба А.И. Егорова – участвовал в батальонном тактическом учении, проведённом по личному замыслу Тухачевского. Яков командовал батальоном в наступательном учебном бою. По мнению Тухачевского, Крейзер показал себя мыслящим и перспективным командиром. Его действия были признаны образцовыми.
16 августа 1936 года в центральных газетах было опубликовано Постановление ЦИК СССР о награждении орденами ряда отличников боевой и политической подготовки Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Командир учебного батальона Крейзер Я.Г. удостоен ордена Ленина.
Диву даёшься, как отмеченного Тухачевским командира, обошли сталинские репрессии 1937 года. Более того, когда аресты буквально ежедневно «чистили» командный состав РККА, Крейзер быстро делает военную карьеру, что вполне объяснимо – освобождались более высокие командные ступени.
В апреле 1938 года он назначен командиром 356-го стрелкового полка 1-й Московской стрелковой дивизии.
С января по август 1939 года – служит командиром 84-й Тульской стрелковой дивизии Московского военного округа. С августа 1939 по март 1941 года – командир 172-й стрелковой дивизии Белорусского военного округа. В мае 1941 года Крейзер окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии имени Фрунзе и назначен командиром 1-й Московской Пролетарской дивизии.
20 июня 1941 года дивизия провела в Алабинских лагерях очередное тактическое учение. Подведение его итогов было назначено на вторник. Но в понедельник вечером полкам пришлось спешно возвращаться в столицу: началась война.
Дивизия переименована в 1-ю Московскую мотострелковую и передана в состав 20-й армии Западного фронта.
…Лето 1941 года. Генерал-полковник гитлеровской армии Гудериан, создатель теории «танковых клиньев», победитель Франции, считал, что именно его танки должны сломать хребет Красной Армии, дойти до Москвы и взять её в окружение. И на все эти действия ему отводилось около трёх недель.
Однако уже через неделю после начала войны его танковая группа была задержана под городом Борисов более чем на неделю дивизией под командованием полковника Крейзера. Якову Григорьевичу было тогда всего 35 лет.
Крейзер применил тактику подвижной обороны, которая позволила избежать неоправданных потерь и в то же время наносила чувствительные удары по противнику, не давая ему возможности взять дивизию «в клещи». В результате танки Гудериана более 10 суток преодолевали 100 км между Борисовом и Оршей. А ведь тогда на счету был каждый день…
О том, насколько Крейзера уважали и любили бойцы и командиры, говорят сочинённые ими про него песни. Причём не по указанию свыше, а от души. Будучи командиром высокого ранга, Яков Григорьевич не прятался за спины подчинённых, он был в первых рядах, многократно ранен.
За успешное руководство дивизией, а также личное мужество и героизм 22 июля 1941 года полковнику Крейзеру было присвоено звание Героя Советского Союза (одному из первых в Великой Отечественной войне), а его дивизия стала Гвардейской.
В начале войны очень неохотно награждали военнослужащих орденами и медалями, ведь Красная армия терпела поражения. Вина за это обычно возлагалась на командиров. И тем знаменательнее, что Яков Крейзер награждён именно тогда.
Впоследствии Яков Григорьевич получил под командование армию, став одним из самых молодых командармов. Какие бы должности он ни занимал, Крейзер по возможности бережно относился к своим бойцам и командирам. В 1942-м, под Харьковом, для этого ему даже пришлось нарушить приказ, а это, как известно, трибунал и расстрел. Но так как боевая задача была выполнена, причём с минимальными потерями, наказания не последовало.
51-я армия Крейзера принимала участие в освобождении Донбасса, Крыма, Прибалтики. Чуть ли не хрестоматийной считается операция по освобождению Севастополя. Перейдя Сиваш, пройдя через весь полуостров, армия заняла город, причём если для его захвата нацистам потребовалось 250 дней, то 51-я армия сумела освободить его за пять, даже уступая обороняющимся по численности. И количество погибших у Крейзера оказалось меньше, чем у немцев.
По окончании войны генерал-полковник Крейзер учился в академии Генштаба, был командующим войсками нескольких военных округов. С 1963 по 1969 год, уже в звании генерала армии, был начальником Высших офицерских курсов «Выстрел», состоял в Группе генеральных инспекторов при Минобороны СССР.
И всё же, несмотря на свою огромную популярность как военачальника в годы Великой Отечественной войны, после её окончания он был почти забыт. В чём причина? Может быть, это связано с его скромностью, с нелюбовью к славе? А может быть, с тем, что его национальность не пользовалась любовью у советских правителей? Или он в какой-то момент отказался признать военные заслуги Хрущёва и Брежнева?
А может, вспоминали, что в 1953 году, во время «дела врачей», будучи вызванным в ЦК КПСС, Я.Г. Крейзер наотрез отказался подписать так называемое «Письмо представителей еврейской общественности», требующее смертной казни для арестованных врачей-евреев и депортации всего еврейского населения на Дальний Восток. Таких как он, строптивых, на всю страну набралось всего пять человек: писатели Илья Эренбург и Вениамин Каверин, артист Большого театра Марк Рейзен, композитор Исаак Дунаевский. Но с представителей творческих профессий спрос один, а с военачальника – совсем другой. И хотя после смерти Сталина наступила «оттепель» и о прошлом лишний раз старались не вспоминать, поступок генерала Крейзера прочно сидел в головах тех, от кого зависела его военная карьера.
Генерал Крейзер прожил всего 64 года. Наверное, таким людям как он, не умеющим юлить и расшаркиваться в высоких кабинетах, знающим, что такое честность и честь, непросто жить в любой стране и при любой власти.
Похоронен Яков Григорьевич Крейзер в Москве на Новодевичьем кладбище.
Имя этого выдающего полководца занимает почётное место в истории Великой Отечественной войны!
При написании статьи использованы материалы журнала «Школа Жизни.ру»