Получил по электронной почте письмо от давнего друга нашего журнала и моей доброй знакомой Веры Вадимовны Кнорринг. Она историк еврейской книги и кандидат исторических наук, но целых 12 лет она была ещё и хранителем фонда идиша Российской национальной библиотеки, расположенной в Санкт-Петербурге. «Разбирая папки из бывшего “моего” фонда, – пишет Вера Вадимовна, – а ныне просто еврейского фонда Российской национальной библиотеки, обнаружила два витебских документа. Мне кажется, это интересно!»
«Безусловно, интересно, – ответил я. – Хотелось бы узнать историю витебских документов. Когда, по какому поводу были отпечатаны, как попали в фонды Российской национальной библиотеки?»
«Это облигация бундистского займа, и объявление школы политграмоты, – написала Вера Вадимовна. – Могу лишь сказать, что на большинстве бумаг из разобранной мною пачки стоит штамп Отдела комплектования Государственной Публичной библиотеки начала 1920-х. Что-то из подобных листовок проходило через Москву (есть штампы Всероссийской Книжной палаты), что-то собирали здесь, в Питере. Из Беларуси, как Вы знаете, хлынул поток евреев, и многие привозили с собой или получали по почте всякую мелочевку, – вот так она и попадала в Публичку...»
Может, наши читатели смогут более подробно рассказать об этих документах?