В архиве нашего журнала хранится письмо от ветерана Великой Отечественной войны, военного врача Абрама Самуиловича Гольдинера, и фотографии, присланные им. Он жил в Минске. Мы надеялись опубликовать переписку с ним, ждали новых писем. Но они не приходили. Так и осталось в редакционном архиве единственное письмо.
Мы собираем свидетельства о Великой Отечественной войне, о героизме и трагедии народа, чтобы в истории оставалось как можно меньше «белых пятен».
«1 июля 2002 года мне исполнилось 90 лет. Я инвалид 1-й группы Великой Отечественной войны.
Я начал войну с первых дней, видел, как мы были к ней подготовлены. Наша 247-я стрелковая дивизия была оснащена полуавтоматическими винтовками с кинжалом, при попадании в неё немного песка винтовка уже не стреляла и наши солдаты вынуждены были возвратиться к старой винтовке. А немцы были оснащены новейшим оружием – автоматами. И наши солдаты, несмотря на их мужество, погибали или попадали в плен.
Никто из больших военачальников в своих мемуарах не пишет об этом.
Когда мы вырвались из окружения с боями, мы не могли найти медицинских учреждений поблизости. Раненые лежали в кузове машины, перевязочного материала не было. В некоторых деревнях мы смогли выпросить простыни для перевязки. Раны нагнаивались, а потом в машинах закончился бензин. Раненых я сдал в госпиталь только в районе Бологое.
По дороге встретил управление медицинской службы 31-й армии. Они не могли сдвинуться с места, ибо у них не было машин. И мои три машины было для них счастьем.
Там же я встретил начальника санитарной службы нашей дивизии. Он у меня спросил, где наши части, где медицинские службы, где их разыскивать?
Из армии меня направили в город Горький (Н-Новгород), куда эвакуировалось главное медицинское управление Красной Армии. Я был назначен начальником медицинской службы 105-й отдельной стрелковой бригады.
Прибыл на Брянский фронт, где воевал в составе 61-й армии генерала Белова. А потом – во многих армиях, на восьми фронтах. Имею 5 боевых орденов и боевые медали, ряд памятных значков, ряд благодарностей за участие в освобождении и взятии ряда городов за подписью Сталина.
3 июля наша 31-я армия освободила Минск.
После войны служил в Белоруссии. Позднее был признан негодным к службе по инвалидности. Стал гражданским врачом. Общий врачебный стаж у меня 65 лет.
Посылаю фото, когда я ещё молодой со шпалой врача 3 ранга, а также фотографию, сделанную в 80-е годы, фото моей первой жены. Она была женщина необыкновенной красоты и обаяния. Её партизаны забрали к себе, где она была врачом 18-й бригады имени Фрунзе, воевавшей под Барановичами. Погибла в 1943 году. Принимала роды у жены начальника штаба партизанского отряда на хуторе. Но жена хозяина привела немцев, и они сожгли хутор, мою жену и роженицу убили.
Нашего сына, которому было 3,5 года, в 1943 году немцы расстреляли в Яме в Минске, при ликвидации гетто.
Такая моя биография. Может, кого-то она заинтересует».