В семье Лейзера и Соры-Двойры Левиных из Чашник было шестеро детей. На самом деле, родилось девять, но трое умерли в младенчестве.
Итак, по порядку:
Лев (Мордух) Лазаревич Левин, 1901 г.р.
Берта (Бася) Лазаревна Левина, 1907 г.р.
Пётр (Пейша) Лазаревич Левин, 1909 г.р.
Кира (Куна) Лазаревна Левина, 1912 г.р.
Михаил (Моисей) Лазаревич Левин, 1915 г.р.
Абрам (Бома) Лазаревич Левин, 1919 (1920?) г.р.
Автор этих строк – внучка Лейзера и Сойры-Двойры, дочь Абрама Левина, которого все родные и близкие всегда звали Бома.
Год рождения Бомы точно не установлен, ибо он родился во время гражданской войны и эпидемии тифа. Родители уже не надеялись на то, что младенец поправится, но тот оказался живучим. Так до конца и не прояснился вопрос, был ли то 1919 или 1920 год.
Жили Левины на Замочской улице, в собственном деревянном доме. Семья была небогатой. Глава её, Лейзер Левин, был заготовителем.
Первым покинул родные места старший сын Лев. Он уехал учиться медицине в Ленинград и стал впоследствии первым выходцем из Чашник, получившим диплом врача-педиатра. Лев Лазаревич Левин скончался в 1940 году и похоронен на еврейском Преображенском кладбище СПб.
Остальные пятеро оставили родительский дом в самом начале 30-х
годов. Бома, мой папа, окончивший к тому времени 6 классов еврейской школы, будучи всего лишь 13 лет от роду, увязался за старшими.
Моисей (Миша) Левин поступил учиться в Политехнический институт, но на втором курсе, вместе с мужской частью студентов откликнулся на призыв пополнить ряды курсантов военных училищ. Закончив Артиллерийское училище в звании лейтенанта, Михаил (Моисей) был направлен на службу в Закавказский военный округ.
Петя Левин работал на заводе «Красный Выборжец», был передовиком труда, в 1938 году женился на своей землячке Брониславе, а в 1940 году у них родилась дочка Раечка.
Младший брат, мой папа, Бома Левин, скрыв свой настоящий возраст, был принят студентом в Ленинградский промышленно-музыкальный техникум, по окончании которого его призвали на срочную службу в ряды Красной Армии.
К началу войны все трое братьев Левиных находились в разных точках страны. Моисей служил в Закавказье.
Петя в июне 1941 года приехал вместе с женой и маленькой дочкой к родителям в Чашники, где намеревался провести отпуск. Разве мог он тогда знать, что привёз своих самых близких на заклание двуногим чудовищам?!!
Сразу после объявления о начале войны Петя добрался до первой ж/д станции и уехал в Ленинград, где тут же пошёл в военкомат и был отправлен в действующую армию (он до войны отслужил срочную службу и имел воинскую квалификацию). Сражался на Ленинградском фронте миномётчиком, был ранен, лечился в госпитале, откуда вернулся в часть и продолжал воевать.
Петр Лазаревич Левин погиб 4 мая 1942 году, защищая Ленинград, похоронен в братской могиле недалеко от Паргаловского озера. Он так и не узнал, что в феврале 1942 года его родители, жена и малютка дочь были убиты немцами в Чашниках, и их тела остались лежать во рву.
Михаил (Моисей) Левин всю войну провёл на её фронтах, был командиром артбатальона. Награждён медалями и орденами. Его подвиги описаны в листах-представления к наградам. Был дважды ранен, после лечения каждый раз возвращался в часть и продолжал бить врага. Михаил закончил войну в звании майора артиллерии. Награжден медалями и орденами.
Бома, будучи солдатом срочной службы, находился со своей частью на территории недавно присоединённой Прибалтики.
Прошёл всю войну в составе 1-го Белорусского Фронта, будучи командиром зенитного орудия. Освобождал Варшаву, участвовал во взятии Берлина. Награждён четырьмя медалями, в том числе самой главной – «За отвагу», и орденом Красной Звезды. В семейном архиве хранятся папины награды, грамоты и благодарности военных лет, а также приказ о демобилизации. Сохранилась и почтовая открытка, отправленная Бомой из Германии родным в Ленинград. Раритет по нынешним временам.
Рассказ о прошедших войну братьях Левиных, был бы неполным без упоминания о том, как сложилась в те страшные годы судьба их двух сестёр, Берты и Киры.
Кира Левина все блокадные годы провела в Ленинграде, работая в райисполкоме Василеостровского района. Она чудом выжила и чудом сохранила жизнь своему малолетнему сыну Юрику, родившемуся в 1937 году. Кира послушалась совета своего младшего брата (моего папы), которому совсем не нравилась сложившаяся к лету 1941 года ситуация, и не отправила Юру на лето к бабушке и дедушке в Чашники.
Берта Левина, окончившая в середине 30-х годов Политехнический институт, получив диплом инженера-металлурга, на момент начала войны работала на ленинградском Кировском заводе.
Кировский завод, который, как известно, выпускал не только тракторы, но главным образом – танки, был эвакуирован в Челябинск. В годы эвакуации Берта не прекращала работу на заводе, где по нескольку раз в день стояла возле раскалённых мартеновских печей, беря пробы стали для лабораторных анализов.
Только в конце 1943 года, когда до Челябинска добралась её невестка, жена Миши Левина, она узнала о чашникской трагедии, о гибели родителей и своего маленького сына Игорька, которому на момент расстрела было чуть меньше двух лет.
Все трое наших сыновей, родившихся в Израиле, подхватили эстафету воинского прошлого нашей семьи, все трое прошли срочную службу в боевых частях Армии Обороны Израиля, участвовали в военных действиях. Двое из них, старший и средний, так же, как и их дедушка и дядя, стали артиллеристами.
Во время Парадов Победы в Хайфе наши дети, Рон и Миша, несли портреты деда и его братьев. И в репортаже об этом хайфском празднике, показанном на 1-м канале российского ТВ, камера остановилась именно на портрете моего папы (то самое фото, которое вы видите), и на всю страну крупным планом, на зрителей его глаза 25-летнего молодого бойца, которому повезло живым вернуться с войны.
Мы гордимся нашим старшим поколением и продолжаем их славный путь! Мы передадим эту гордость внукам.
Изабелла Лейбенгруб (Левина)