Предметы еврейского костюма конца XVIII, XIX веков в собрании Витебского областного краеведческого музея.
Вскоре в печать выйдет альбом «Традыцыйнае адзенне Віцебшчыны». На страницах иллюстрированного издания будут размещены и материалы, касающиеся предметов еврейского костюма, которые хранятся в фондах Витебского областного краеведческого музея.
Предметы еврейской культуры и быта музея являются интересными памятниками материальной культуры евреев Беларуси и дают возможность для восстановления костюма, создания исторических реконструкций.
В белорусских местечках и городах конца XVIII – начала XIX веков проживало немало евреев, которые занимались торговлей и ремеслом. «Список экспонатов еврейского отдела» (коллекция А.Р. Бродовского) содержит описание предметов одежды – безрукавок и кофты с нагрудниками, которые носили женщины; кипы, мужского головного убора, обязательного во время молитвы у евреев, фрагментов талеса – молитвенной шали и аграманта к талесу. Одна из безрукавок описана как «нажутка-безрукаўка з слуцкай тканіны (срэбраная залочаная парча з узорам у відзе рыбнай лускі) – прыналежнасць гарнітура яўрэйскіх жанчын XVIII ст. Слуцкая мануфактура XVIII ст.».
Название «нажутка» употребимо в разговорной речи, верно «наржутка», что в переводе с польского языка означает название одежды, накидка – «одежда (pelerynka, narzutka)».
В числе предметов, переданных в конце 1920-х годов в Белорусский государственный музей (Минск), находилась кофта-наржутка с нагрудником («бристихлом»). Нагрудник представлял собой широкую ленту из парчи или бархата, расшитую серебряной нитью, полудрагоценными камнями. Этот предмет являлся своеобразным оберегом еврейских женщин. Обычно женщина застегивала одежду справа налево. Считалось, что правый борт – символ мудрости – накладывался на левый – символ злого духа, охраняя ее праведность. Нагрудник («naperśnik»), который назывался «zalóżką» от жеста заложения за него руки слева, символизировал скромность невесты. Он завязывался на шее и крепился поясом. Нагрудник – пример верности традициям. Подобные предметы находятся в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, они собраны на территории Беларуси в 1910-1920-х годах. Нужно отметить, что покрой безрукавок, которые носили еврейские женщины (отложной воротник, двубортная застежка, рельефные вытачки, валики для крепления юбки) сохранился на протяжении XIX века. Одежда такого кроя была характерной для зажиточных мещанок вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Коллежский асессор П. Котловский так писал в 1808 году об одежде еврейских женщин Витебской губернии: «Женщины-еврейки разумеется, достаточные, одеваются в кунтуши, юбки и корсеты разноцветные: люстриновые, атласные, гранитуровые и ситцовые. На голове – дорогие платки <...> шапочки, унизанныя жемчугом <...>. Нагрудники бывают у них самой дорогой битой парчи <...> галуном обшитые кругом».
Обычно еврейские женщины перенимали модели головных уборов у местного населения. Так, островерхий «начолек» в форме венца, богато украшенный жемчугом, рубинами, горным хрусталем носили еврейки Речи Посполитой. К коллекции В.П. Федоровича принадлежат праздничные еврейские головные уборы начала XIX века, сшитые из клиньев с богатейшими отделками в техниках золоченого шитья, аппликации. Согласно описи начала XX века, это зеленая плюшевая шапочка с вышивкой, малиновой кистью и шапочка из светлой с золотом парчи с блестками. В форме головных уборов легко рассмотреть влияние греческих церковных митр и камилавок. Первый нашит на хлопчатобумажную ткань, края его не обработаны, возможно, он является женским головным убором. Женщины-еврейки носили «гаубы» – небольшие бархатные или парчовые шапочки с париками из ниток или сатина (коллекция Российского этнографического музея). Существовал обычай: после свадьбы еврейской женщине коротко стригли волосы, брили голову, надевали парик и головной убор.
Мужчины носили головной убор из клиньев (в данном случае, второй предмет с подкладкой на вате), он назывался кипа. Кипа находилась и в коллекции предметов А. Р. Бродовского: «Мужчынская ярмолка з срэбранай пазалочанай слуцкай парчы». Оба головных убора, вероятно, надевали в праздник Йом-Киппур. Кипы на праздник были светлые, украшенные, как и молитвенное покрывало, кружевом и вышивкой. Для праздника также предназначена была белая молитвенная рубашка «киттель» и праздничный пояс. Вероятно, само название одежды произошло от немецкого «kitel» – балахон, блуза. Отсюда, вероятно, и название «китлик» женской безрукавки. О «китлике», который носили в Витебской губернии, сообщает этнограф Н. Никифоровский. Фрагменты молитвенной накидки под названием «талес» находятся в фондах музея; «Кавалак з воўны [фрагмент из шерсти – С.С.], Вільня» значится в архивных документах.
В числе предметов, переданных в Минск, описаны «Аграмант ад талеса срэбны, пляцены ручной работы, XIX ст. Вільня»; «атара» (диадема) обычно пришивалась к верхней части предмета.
Известно, что выпуском талесов с конца XVIII века занималась «Днепровская мануфактура» в Дубровно (ныне Витебская область).
СОЛОВЬЁВА Светлана,
старший научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея