Поиск по сайту журнала:

 

 В шагаловском Витебске, в Музее современного искусства, в феврале 2021, была развернута выставка работ израильского фотохудожника Равича.
Она получила название «Небо не слишком высоко, или Монолог о вере».
Об этом мастере фотографии мой рассказ.

 

На Третьем международном фотоконкурсе «(За) Фиксируй мир», который проводился в Москве,  в 2018 году в число победителей вошла работа фотохудожника Бориса Равича, изображающая двух задорных смеющихся победительниц, двух женщин-воинов со множеством наград за доблесть. Фото излучает энергию и оптимизм. Старушки- ветеранши великой войны лучатся светом и радостью, они очаровательны, всем бы нам этакой силы и жизнелюбия!

…Фламенко – танец, и эмблема Испании, поэтическая интонация, гордая поступь Испании. Фотограф нашёл совершенно необычное решение: мы видим лица музыкантов, зачарованные, загипнотизированные пляской-ритуалом, суть, восторг и жар танца – на этих лицах, а танцовщица растворена, скрыта огненным смерчем, её нет – и она костром горит в самом центре сцены и мира.

История жизни, поисков и обретений Бориса Равича – это путешествия с фотокамерой. И в страны Европы (Австрия, Испания, Франция), и в колоритный ритм, хоровой звук и микрокосмос  Грузии, и в светлые пейзажи Беларуси. Израиль, эта драматичная и пылающая солнцем страна, для фотографа всегда полна многоголосых и ярких тем, сюжетов и уникальных возможностей. Земля трёх главных мировых религий, библейская сокровищница всех литературных метафор, символов, архетипов, Святая земля, она поражает воображение и питает душу. Просторы пустынь, розовые, рыжие и охряные вершины гор, мифологический приют богов и героев Яффо (здесь жили Андромеда и Кассиопея, сюда прилетал Персей…), многократно упомянутый в книгах и легендах Кинерет (Галилейское море), вечный Иерусалим, место рождения и подвигов героя Самсона Бет-Шемеш… Ашкелон… Жизнь и судьба евреев-выходцев из самых разных стран, уличные музыканты, политические лидеры, актёры, клейзмеры Цфата, учащиеся религиозных школ (ешив), соединение Востока и Запада как особый феномен, особый сюжет культуры, интригующий момент  социума…

Вся эта возникшая среди песков и болот маленькая Вселенная, трудная, суровая, особенная природа и люди, её любящие и изменяющие, вписанные в контекст времени, этой пульсирующей плазмы, которая называется Израиль – вот жизненные декорации, вот повседневные ситуации работы фотохудожника. Многоцветное море  и седое, юное, вечное небо неизменно вдохновляют и радуют, и ночная россыпь огромных звёзд над Эйлатом, над Красным морем – и развалины белокаменных храмов Галилеи, и парады ветеранов, и тихая, прозрачная пастораль северного кибуца Кфар-Блюм – всё становится объектом и источником вдохновения.

Борис Равич родился в июне 1959 года. В Ашхабаде. Фотографией увлекся в двенадцать лет. Интересно, что с самых первых шагов в творчестве, в профессии искал необычный, нетрадиционный ракурс, неординарную интонацию. Получив университетский диплом историка, Равич много лет работал в туркменских  и всероссийских СМИ. Был исполняющим обязанности главного редактора большого серьёзного журнала. Делал свои репортажи  в горячих точках, в Афганистане и Чернобыле. В 1991 году совершил алию (репатриацию) в Израиль. Начинал с работы на заводе в кибуце. Там и состоялась его первая израильская выставка. Там начался новый этап – взрослый, столь же насыщенный и масштабный.

Люди для Бориса Равича всегда были самым интересным и загадочным источником творческого поиска. Ему никогда не были интересны гламурные фото – приглаженные, красивенькие, прославляющие красоту банальную, уравновешенную, красоту для  туриста. Этакие «фото на память», «фото для семейного альбома».  Его пейзажи и урбанистические виды города наполнены персональным, особым характером. Они одухотворены  и имеют собственную мелодию. Пейзажи, городские стены, скульптуры и  храмы для него будто рамка, условность, платформа. Способ показать человека. Людей. Душу, которая и есть самое драгоценное  в этом мире. Ради неё всё и существует, она всему мера и цель – душа человеческая.

Цикл, серия – для Бориса Равича это самая интересная, самая сокровенная, эпическая форма высказывания. Будто повесть  с главами, сюжетными поворотами, оттенками разворачивается  перед зрителем. Вот история, которая называется «Жизнь женщины в большом городе». Женщина, одна, без возраста и особых примет статуса, с кошкой, телефоном, на балконе, в стенах дома, на мосту синим тель-авивским вечером… Фотохудожник ищет возможность рассказать о целой жизни, выстраивая продуманную, взвешенную и оригинальную композицию. Чёрно- белые фото женщины в доме – как маленькие рассказы–ступеньки. Камера рисует, окутывает, подчёркивает. Потом врывается свет вместе с цветом – и всё наполняется динамикой, драматизмом,  выплескивает эмоции, открывает новые грани единственной, главной  героини… Воздух, каменная стена, лестницы, перила балкона, время, которое затаилось в этом лице – и в лёгком, почти неощутимом, негромком движении воздушного шарика над городским мостом. И некая тихая реплика, неразличимая в суете и шуме, сердечная тайна  – как важная тема, тема наполненности и неповторимости этой жизни, в которой счастье, удача – лишь фантомы, иллюзии.

       …Испанское кафе. Дама в кафе. Чашечка кофе. Отражение чашечки в гладкой отполированной поверхности. Как в зеркале. Лицо вечной махи? Аристократки? Героини книги Карлоса Руиса Сафона? Загадка, запечатанная в  повороте головы, движении руки, долгом и мгновенном. Чудо, мгновенно подмеченное – и в одно мгновение ставшее бесконечным. 

…Спиной к нам, у красивого, будто тонкой кистью прочерченного дома, сидит человек в шляпе. Серебристый глубокий фон, будто туман времени. Он без лица, мы видим только спину. И – разворачиваем рассказ самостоятельно. Когда случилось это время? Где его границы? Черно-белая, многоцветно-серебристая новелла завораживает, интригует…

Цикл фоторабот «Это террор» был представлен на выставке, которая экспонировалась в Москве, в здании театра МХТ под патронажем Президента России. На этих фото нет изуродованных тел и оторванных конечностей. Но каждое фото – реквием. В каждом боль от потерь и тихая молитва – за мёртвых, для живых, во имя тех, кто получит этот драматичный и неспокойный мир в наследство…   

 Больше двадцати лет в израильском городе Нетания существовал фотоклуб, созданный Борисом Равичем.

Клуб был лабораторией, базой консультаций и стимулом для движения вперёд многих и многих любителей искусства фотографии. Не сосчитать, скольким фотографам Равич помог многое понять в фотоискусстве, вырасти, получить международные премии и звания. Муниципалитет (везде, в любой стране, власти предержащие бывают неумолимы, недостаточно предусмотрительны, так ведь?) решил, что помещение фотоклубу  больше не нужно. Ладно. И так бывает. Лично я верю, что прекрасное начинание, сообщество, целью которого было совместное и индивидуальное творчество, постижение и обретение новых горизонтов, ещё будет жить. Ещё возродится. И на этом его биография не закончится.  

В  послужном списке Бориса Равича  персональные фотовыставки в Израиле и за рубежом. Победы в фотографических соревнованиях, судейство международных конкурсов, премии Гауди (2005 и 2007 годов), премия имени Булата Окуджавы, премия международной компании ОРАНЖ..

Будучи знакома с этим рыцарем «объективного объектива» много лет, я знаю такую его особенность, как совершенное равнодушие к  успеху, принципиальное неумение и нежелание собирать в коробку дипломы и медали. И это не отсутствие честолюбия – это умение сосредоточиться на главном. Он помнит краску, звук, впечатление – и абсолютно не помнит, откуда пришла та или иная очередная награда. Любит музыку – в её бессловесной и универсальной мудрости черпает силы и покой. Слышит оркестр чутко, профессионально. Может дать правильную и глубокую характеристику второму кларнету и третьей виолончели…

Я спрашиваю мастера, какие свои работы он считает самыми важными, самыми серьёзными. Что считает своим главным творческим достижением. Он думает. Долго. Потом отвечает:

– Знаешь, главное – не фото, не мои награды, регалии, профессиональные знания. Главное – мои дети. Их удачи, достижения. Их движение вперёд. Их умение сделать правильный выбор в жизни. А фотография – это всегда со мной. То наслаждение, которое я испытываю, когда работаю, нельзя сравнить ни с чем. Это праздник. 

Мой следующий вопрос:

– Витебская выставка – это твоя пятая экспозиция в Беларуси…

– …и я бесконечно горд! Очень люблю эту прекрасную страну, её людей, её природу! У меня с ней особенная связь, я очарован белорусскими женщинами – здесь все красавицы! Я много фотографировал в Беларуси, но надеюсь на продолжение…  

Спрашиваю ещё:

– О чем ты мечтаешь? Что хочешь осуществить?

– Мечтаю? Я не мечтаю – я делаю. Что могу и насколько могу. Хочу счастья детям, своему дому, своей стране. Фотография. Это слово   значит «живопись при помощи света»! Создание  изображения, рисунка светом. Путём света идет израильский фотохудожник Борис Равич.    

Инна Шейхатович,
культуролог, журналистка,
куратор Витебской выставки (Израиль)