Поиск по сайту журнала:

 

Семья Марка Шагала.Басева Берковна Баренфельд, урожденная Кобрина, дочь двоюродной сестры художника Марка Захаровича Шагала. В конце 80-х годов я несколько раз встречался с ней в Витебске. Тогда же и познакомился с её биографией.

 

Родилась Басева Берковна в 1916 году. После окончания Ленинградского финансово-экономического института в 1938 году работала в финорганах и облконторе Госбанка в г. Витебске. Её муж Баренфельд Михаил Миронович был доцентом в Витебском пединституте на кафедре политэкономии.

В декабре 1990 года Басева Берковна репатриировалась с семьей дочери в Израиль.

В начале 92-го я получил от неё это письмо. Оно нигде не публиковалось. И хотя прошло уже почти тридцать лет, думаю, его интересно будет прочитать тем, кто интересуется семьей и родословной художника.

«Марк Захарович покинул Россию в 1922 году, поэтому я не могла иметь непосредственного общения с ним и его близкими. Сообщаю о себе и пишу то, что слышала по рассказам моих родителей и тёток  Муси, Гути, Хаи.

Я названа именем бабушки М.З. Шагала. Моя мама была его двоюродной сестрой. Она была урождённая Лия Абрамовна Чернина, в 1894 году родилась в Лиозно, скончалась в 1958 году в Витебске. Мама рассказывала, что бабушка М.З. Шагала незадолго до своей смерти просила её, если у неё родится девочка, чтобы её назвали именем Басева, которое я ношу до сих пор. В Израиле меня зовут Батшева.

Мама была двоюродной сестрой М.З. Шагала и по отцу, и по матери. Хотела бы сообщить одну малоизвестную деталь, которая имеет значение, для познания родословной художника.

Родители Марка Шагала были между собой в родстве – двоюродные брат и сестра. Мать была Чернина Фейга-Ита, отец – Шагал Хацкель. У евреев допускаются браки между двоюродными братьями и сестрами.

Поэтому многие родственники под фамилией Чернины, тоже в родстве с М.З. Шагалом. Например, дядя Неех под фамилией Чернин, являлся родным братом матери Шагала М.З. Моя мама тоже по фамилии Чернина, так как и её отец, Абрам Чернин, то есть мой дедушка, был родной брат матери Шагала. В Израиле (г. Реховот) сейчас проживает внучатый племянник М.З. Шагала – Чернин Исаак Давыдович.

До моего отъезда из Витебска в Ивано-Франковске (Украина), проживал двоюродный брат Шагала – Чернин Шнеер Неехович (1914 г.р.), переименованный в Александра Наумовича.

Некоторые родственники боялись носить фамилию художника с Запада и переписывались на фамилию Шагаловых.

В Брянске проживали две дочери дяди Зуси (парикмахера) Соня и Басева, которые были под фамилией Шагаловы. Их уже нет в живых.

Мама рассказывала, что М.З. был частым гостем в Лиозно. В юном возрасте его звали Мошке, и всей родне он казался очень странным. Его всегда приходилось искать к обеду, и находили его в бывшем имении помещика Хлюстина (впоследствии совхоз «Адаменки») укрытого во ржи и рисовавшего цветы васильки.

Парикмахер дядя Зуся не хотел, чтобы его рисовали, и всячески уклонялся от этого. М.З. пришлось пристроить к двери зеркало. Получилось удачно.

Учился М.З. в общеобразовательной школе плохо. Он любил музицировать примитивно на скрипке.

М.З. очень, очень скорбел по умершему от чахотки младшему брату Давиду. Его могила осталась в Крыму, где он лечился. Из-за бедности никто из семьи не мог посетить его могилу.

Мои родители говорили о том, что М.З. часто гостил у родни в Лиозно, чтобы досыта покушать. Семья у них была многодетная – девять детей, – и тяжело работал только один отец.

В его семье очень отрицательно относились к его занятию рисованием.

После отъезда из России М.З. три его родные сестры (Хана, Марьяся, Зина) продолжали жить в Ленинграде.

Две сестры (Хана и Марьяся) были замужем за братьями Грибовыми, которые до тридцатых годов имели большой магазин готового платья на углу улиц Садовой и Невского проспекта.

После войны в 1946 году я встретилась в Ленинграде с племянницей М.З. Нютой (дочерью сестры Зина, умершей в блокаду). Нюта мне рассказала, что никакой связи с М.З. и его семьей не имеют, так же как и остальные родственники, проживающие в Ленинграде, поскольку опасаются такой связи. Мне известно, что все родственники М.З. в том числе и мои родители, боялись переписки с художником и его семьей.

Фотографии нашей семьи не сохранилось, но помню, что в семейном альбоме родителей была фотография М.З., относящаяся к 1901 году, и его брата Давида, умершего в Крыму.

Дочь моя работает врачом, её муж – инженером-строителем, внучка Аня учится в Иерусалимском университете на филологическом факультете, внук Яков Фельдман рисует, и все подробности о нём и его творчестве Вы сможете узнать из вступительной статьи к каталогу его работ».

Новой переписки с Басевой Берковной Баренфельд у меня не было. И я, к сожалению, не знаю о её дальнейшей судьбе.

Аркадий Шульман

Семья Марка Шагала.