Поиск по сайту журнала:

 

Авраам Гилель cын рава Раби Ицхака Айзика Ривлин.

Любители острых ощущений и мистики считают, что надгробные памятники (мацевы) – это порталы, ведущие в иной мир. И готовы рассказывать истории, от которых берёт оторопь.
Мацевы действительно причастны к двум мирам «нашему» и «иному», только являются они, на мой взгляд, одним из символов существующей, но непознанной связи. А старинные мацевы, кроме исторической привлекательности, ещё и связывают поколения. 

 

Что знаю я о тех, кто закончил земные дни более ста лет назад на Старо-Улановичском кладбище? В лучшем случае, если время не стёрло надпись на камне: имя, фамилию, даты рождения и смерти… И всё же находясь у этих камней, и пытаясь, хоть как-то разобраться в головоломке ивритских букв, чувствуешь какую-то сопричастность к давно исчезнувшему миру.

Понимая, что самому не удастся прочитать эпитафии, я сфотографировал памятники и выложил их в интернете с просьбой о помощи. Из Израиля отозвался мой земляк Алексей Усвяцов. Он написал: «Обращайтесь, Вы делаете нужное и важное дело, и я более чем рад вносить свою лепту. Тем более что живо интересуюсь историей евреев Витебской области (Витебск/ Городок/ Колышки), а мацевот порой могут рассказать удивительные истории». Алексей – IT-шник, и в его ведении компьютерная сеть Бар-Иланского университета.

Мацева, от которой остался только фрагмент, лежащий на земле, но слава Б-гу, с сохранившейся надписью, была поставлена на могиле Авраама Ривлина. Вот текст эпитафии (все переводы Алексея Усвяцова).

Рав Авраам Гилель cын рава Раби Ицхака Айзика Ривлин з"л (аббревиатура на иврите Зихроно ле-враха, в переводе на русский язык – Благословенна его память). Родился в Шклове 17-го Мархешвана 5603 (1843). Умер в вечер святой субботы 6 Тевета 5671 (1911)

«Ривлины, – написал Алексей, – известная и большая семья. Есть старинная израильская ветвь (с начала XIX века), и при желании, думаю, можно получить у них нужную информацию».

В моём ответе можно было не сомневаться. И вскоре я получил эту информацию.

В генеалогическом древе Ривлиных Гилель Авраам Ривлин (за номером 550) описывается как: הרב החכם והחריף הלל ריבלין בן הרה"ג יצחק אייזיק. ואשתו [] בת הרב אברהם אסתרין רב ומו"צ בוויטבסק. היה ראש ישיבה בוויטבסק, חריף ובקי גדול, וסוחר נכבד באתרוגים.
Мудрый и знающий (обладающий острым умом). Рав Гилель Ривлин сын рава и мудреца Ицхака Айзика и жены его [ ], дочери рава Авраама Эстрина, рава и "посека" (выносящего решения, толкователя закона) из Витебска. Был главой иешивы в Витебске, большой мудрец и знаток, почтенный торговец этрогами. (Этрог – плод дерева. Самое распространённое название вне Израиля – цитрон. Этрог используется наряду с другими тремя видами растений для благословления в праздник Суккот).

Кстати, нынешний президент Израиля Реувен Ривлин тоже занимает своё место на генеалогическом древе семьи Ривлиных – под номером 1685. «Список немного устаревший, – пишет Алексей Усвятцов. – На прошлой неделе я общался с человеком, который его редактировал, и он сказал, что уже передал дела другому (возраст, увы) –  до нового "хранителя" семейных записей Ривлиных я пока, к сожалению, не дозвонился».

Так что «список Ривлиных» – дело серьёзное и витебский Ривлин более чем на тысячу номеров опережает в нём нынешнего президента Израиля. Большой список свидетельствует о серьёзности, с которой в этой семье относились к предписанию Торы о семейной жизни: плодитесь и размножайтесь.

Обширный текст следующей мацевы каменотёсом размещён на постаменте – массивном кубе из чёрного гранита. К счастью, именно этот фрагмент памятника сохранился. Комментируя перевод, Алексей Усвяцов написал: «Вы прислали фотографию очень любопытной мацевы. Текст писал человек, хорошо знающих иврит, есть обращение к Танаху».

Монумент души отца нашего Р(аби) Шнеура Залмана сына Шмуэля з"л (Зихроно ле-враха, в переводе на русский язык – Благословенна его память), душа которого вознеслась шестнадцатого числа Первого Адара года 5673 (1913). Да будет пребывать душа его в обители вечной жизни ("тэ-эй нафшо црура би-црор а-хаим" – תנצב"ה – дословно – "завязана в узел жизни" – прим. переводчика).

Велико горе наше, кто излечит нас,
Рассеяны и изгнаны мы из дома приюта нашего,
Да светит лик его перед глазами нашими,
А он в могиле, кто нас утешит.

– Где автор эпитафии обращается к Танаху? – поинтересовался я и получил обстоятельный ответ.
«Рассеяны и изгнаны мы из дома приюта нашего. “Дом приюта” упоминается в книге Миха, глава 2, стих 9 – там говорится о женщинах, которых злодеи выгоняют из их домов – “бейт таанугот”. В русском переводе я нашёл начало этой главы как “Жен народа Моего вы изгоняете из домов их”. Кроме Михи, есть пиют (литургическое стихотворение) Ицхака ибн Гиата (XI век), который поют на 9-е ава как часть “кинот” (скорбной песни, элегии), который так и называется – “грушим ми бейт таанугеhем”, то есть “изгнанные из дома приюта их”».

Вот о чём могут рассказать надписи на старинных мацевах.
Эти эпитафии никто никогда не переводил на русский язык (также как и на другие языки). В годы, когда ставили памятники, многие евреи сами читали надписи на древнееврейском, а потом уже некому было переводить...

Рядом столетние мацевы, на которых эпитафии написаны на русском языке. Кладбищенские памятники – это своеобразное зеркало нашей истории. Бурное предреволюционное время в России. Раскол в еврейской среде. Часть интеллигенции идёт в революцию, многие пытаются найти себя в русской культуре, кто-то остается приверженцем национальной жизни, традиций предков.

Два памятника из чёрного гранита, две стелы, изготовленные в одном стиле. Похоронены, скорее всего, муж и жена.
Воль Афроим Шлёмович, скончавшийся 24 ноября 1912 года, 73 лет от роду (т.е. родившийся в 1839 г.) и его жена Воль (Виталь) Геня Лейвиковна, пережившая мужа всего на четыре месяца, скончавшаяся 20 февраля 1913 года, но в возрасте всего лишь 53 лет (родилась в 1860 г.)
На женском памятнике в скобках написана девичья фамилия, что встречается редко (на Старо-Улановичском кладбище я увидел только один раз). Вероятно, девичья фамилия Виталь, очень много значила для этой семьи.

«Не могу исключить, – считает исследователь архивов, знаток еврейской генеалогии профессор Дмитрий Широчин, – что упоминание на мацеве девичьей фамилии связано со знатностью или величием семьи Виталь – легендарным или даже реальным родством со знаменитым каббалистом XVI века Хаимом бен-Иосифом Виталем.

Виталь Хаим бен-Иосиф — каббалист XVI века. Существует легенда, будто бы Виталю однажды во сне явился Илия-пророк и повёл его в прекрасный сад, где Виталь увидел праведников всех возрастов летающими по саду в образе птиц и изучающими Мишну (древнейшую часть Талмуда). В центре сада восседал на троне Б-г. Видение это Виталь счёл знамением судьбы, указавшей ему на изучение каббалы как на главную задачу его жизни. Виталь принялся за изучение под руководством Исаака Лурии, или Ари. С этими именами связано много легенд. Виталь – автор сочинений и трактатов, изданных по всему миру, в том числе и в Беларуси (Шклов, 1800; Дубровна, 1804).

О каждом старинном памятнике можно рассказать много интересного. Это не только экскурсия по кладбищу. Это путешествие в нашу историю.

Аркадий ШУЛЬМАН

Автор высказывает благодарность Алексею Усвяцову и Дмитрию Широчину за подготовку статьи.

Авраам Гилель cын рава Раби Ицхака Айзика Ривлин. Рабби шнеул залман сын Шмуэля. Афроим Шлемович Воль. Геня Лейвиковна Воль.