Поиск по сайту журнала:

 

 Еврейская община в Беларуси обладает богатой многовековой историей. Первые известные упоминания о присутствии евреев на этой земле относятся к XIV веку. Великий князь Литовский Витаутас в 1388 году предоставил особые привилегии евреям в Бресте, а в 1389 году – в Гродно.
В 1495 году евреи были вынуждены покинуть Беларусь, вместе с литовскими евреями, но вернулись в 1503 году. Особую роль в экономическом развитии Беларуси играли евреи из Бреста-Литовска, многие из которых были зажиточными купцами и откупщиками налогов.


В 1506 году была создана еврейская община в Пинске. В конце XVI века евреи поселились в Новогрудке и затем в Минске, Полоцке, Витебске, Могилёве и Орше. На протяжении столетий Беларусь была одним из важнейших центров еврейской образованности.

В конце XVI века были основаны первые иешивы в Бресте и Гродно, а в 1685 году в Минске была открыта иешива раввина Моше бен Мордехая, где в 1722 году начал преподавать выдающийся талмудист и историк И. Гейлприн. В 1733 году А. Л. Гинцбург (1695–1785) основал в Минске вторую иешиву. В Беларуси зародились некоторые хасидские движения, включая Хабад. В то же время, митнагдим (противники хасидизма) также оказали сильное влияние на белорусских евреев. В XIX веке в Беларуси появились «литовские» иешивы в городах Воложин, Ивье, Мир и Ружаны, и стен которых вышло множество выдающихся учёных и раввинов.

Местные еврейские общины сформировали свой особый уклад жизни, а идиш в этом регионе стал диалектом северо-восточного региона. Белорусские евреи внесли большой вклад в мировую культуру. В Беларуси родились писатель Менделе Мохер Сфорим, художник Марк Шагал, историк Симон Дубнов, дирижёр Борис Хайкин (1904–1978) и другие. Многие будущие лидеры Израиля, такие как Хаим Вейцман, Менахем Бегин, Ицхак Шамир и Шимон Перес – уроженцы Беларуси. В Пинске долгое время жила Голда Меир. В Полоцке учился Эльезер Бен-Иехуда, который сыграл ключевую роль в возрождении современного иврита в Эрец-Исраэль.

В Гомеле появился один из первых отрядов еврейской самообороны, участники которого, переселившиеся вскоре в Эрец-Исраэль, положили начало второй алие и основали организацию Ха-Шомер. Беларусь также была первым и одним из самых значительных центров еврейского рабочего движения.

В настоящее время в Беларуси работают общества еврейской культуры, еврейские школы, религиозные общины, отделения израильских институтов, издаётся международный еврейский журнал «Мишпоха».

Некоторые из этих организаций выпустили свои значки, отмечающие либо принадлежность людей к этим организациям, либо в память о культурных или исторических событиях. Эти значки, являясь предметами коллекционирования собирателей иудаики, становятся свидетелями и памятниками событий общественной жизни еврейской общины Беларуси. Целью автора этой заметки является описание таких значков, выпущенных в Республике Беларусь.

В апреле 1991 года в Минске был основан Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин, который тесно взаимодействует с государственными и общественными организациями Республики Беларусь. Союз является членом Координационного Совета по правам национальных меньшинств при Кабинете Министров Республики, а также входит в состав Республиканского центра национальных культур. Основными целями Союза являются возрождение и консолидация национальной и культурной общности евреев в Республике Беларусь, защита чести и национального достоинства членов общественных объединений, входящих в состав СБЕООО, а также благотворительная деятельность. На рис. 1 значок, посвященный десятилетию Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, а на рисунке 2 – значок делегата девятого съезда этой организации. Диаметр значка делегата – 40 мм.

В столице страны работает Минский Еврейский Общинный Дом, открытый 24 апреля 2002 года. Открытие Минского еврейского общинного дома стало возможным благодаря поддержке Конференции по материальным претензиям евреев к Германии, еврейских федераций Атланты, Филадельфии, Хартфорда и Берген Каунти (США) и Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета «Джойнт». Значок, выпущенный этой организацией, изображён на рисунке 3.

9 марта 2008 в Минском еврейском общинном доме года прошёл День еврейских знаний «Хеврута» (с иврита – «обучение в паре»). Ко Дню еврейских знаний, программа которого состоит из более чем 50 мероприятий, была подготовлена выставка «Лица нашей истории. Деятели еврейской культуры в творчестве Заира Азгура». В завершение состоялся концерт ансамбля «Ник джаз бэнд». Этому событию посвящён значок, изображённый на рисунке 4.

В девяностые годы в Минске работала еврейская школа, выпустившая пластиковый значок (рис. 5) диаметром 49 миллиметров.

В 2000 году в Минске прошёл III Республиканский фестиваль национальных культур, получивший статус «Всебелорусский». В рамках фестиваля прошли 9 фестивалей польской песни, 5 – искусства украинцев Беларуси, 4 – еврейской культуры. Жюри фестиваля возглавлял народный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Михаил Дриневский. Во время проведения семинара был заложен сквер «Дружба». Этому фестивалю посвящён значок, изображённый на рис. 6.

Следующие, описываемые нами три значка (рисунки 7– 9) посвящены 500-летию еврейской общины Пинска. История еврейской общины города началось в августе 1506 года, когда пинский князь Фёдор Иванович Ярославич подписал жалованную грамоту пинским евреям на просимые ими участки для строительства синагоги и устройства кладбища.

В Пинске жила Голда Меир, учился первый президент Израиля Хаим Вейцман. В настоящее время многое из того, что связано с 500-летней историей пинских евреев, утрачено безвозвратно. Застроены кладбища, снесены синагоги и многие еврейские дома. С начала 90-х годов прошлого века еврейская жизнь в Пинске возобновилась. Были созданы еврейское культурно-просветительское общество им. Хаима Вейцмана, «Общество милосердия», клуб одиноких «Нышоме», еврейская воскресная школа. Активно работает религиозная община Пинска.

Автору известно 2 значка посвящённых юбилею еврейской общины Пинска. Значок диаметром 39 мм раздавался участникам и гостям праздника, устроенного в Пинске к 500-летию поселения евреев в городе. Пятисотлетие еврейской общины Пинска совпало со столетним юбилеем Якова Маркмана, первого в Пинске тренера по теннису, благодаря которому в городе начал развиваться и приобрёл популярность этот вид спорта. В Пинске уже много лет проводится турнир памяти Якова Маркмана одним из спонсоров которого является Еврейская община Пинска. Значок, изображённый на рисунке 5 посвящён этим двум юбилеям. Значок, изображённый на рисунке 9 посвящён 70-летию видного члена пинской еврейской общины Леонида Романовского тоже совпавшего с празднованием пятисотлетия пинской еврейской общины. Страстное увлечение господина Романовского рыбалкой нашло отражение в сюжете рисунка значка.

Интересно отметить, что к юбилею еврейской общины Пинский завод «Камертон» выпустил специальные часы (Рис. 10).

Несколько значков выпущенных в республике посвящены памяти жертв Холокоста. Они важны как напоминание о важности сохранения исторической памяти о жертвах трагических событий в истории еврейского народа. И здесь наверно уместно вспомнить о значке, выпущенном в республике ещё во времена Советского Союза. Это значок, диаметром 32 мм выполненный в технике горячей эмали посвящённый памяти девяти тысяч евреев погибших в гетто города Борисов (рис. 11).

Витебское гетто существовало с 25 июля по декабрь 1941 года, как место принудительного переселения евреев города Витебска и близлежащих населённых пунктов, Всего в гетто Витебска были замучены и убиты около 20000 евреев. В октябре 2001 году к шестидесятой годовщине трагедии гетто Витебской фирмой «Принткомпани» тиражом около 1000 экземпляров был выпущен значок диаметром 55 мм, показанный на рисунке 12.

21-23 октября 1943 года было уничтожено Минское гетто, самое большое из существовавших на территории Беларуси. Минское гетто использовалось германским командованием как ресурс для принудительного труда. Одновременно оно стало местом уничтожения более 70 тысяч евреев Минска и 7 тысяч депортированныхевреев из Германии, Австрии и Чехословакии. Автору заметки известно 3 значка, выпущенных в память о жертвах минского гетто (рис. 13 – 15).

На значке диаметром 47 мм посвящённом пятидесятой годовщине минского гетто кроме дат и надписи на белорусском языке помещена фраза на иврите «память жива».

75 годовщине этого трагического события посвящен значок, изготовленный в октябре 2018 года предприятием «СЭНС-ГЕРАЛЬДИКА» по заказу Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин. Значок диаметром 20,5 миллиметров отчеканен из латуни и покрыт эмалью.

К еврейским значкам автор относит и значки, посвящённые дружбе Республики Беларусь с Израилем. По-видимому, первый такой значок – это пластмассовый значок диаметром 25 мм с цифрой 50, флагами Беларуси Израиля и надписи Беларусь Израиль на белорусском языке и иврите (рис. 16). Возможно, значок выпущен к пятидесятилетию принятия решения ООН об образовании Государства Израиль. Белорусская ССР тогда проголосовала за это решение.

Следующий значок (рис. 17) посвящён двадцатилетию установления дипломатических отношений между Государством Израиль и Республикой Беларусь.

Существует значок с флагами Израиля и Беларуси (рис. 18). Есть ещё один значок с государственными символами двух стран.

Автор не сомневается, что им описаны далеко не все еврейские значки Беларуси был бы очень благодарен тем, кто пришлёт информацию о других значках или новые подробности (кто инициатор выпуска значка, тираж, предприятие изготовитель, дизайнер и т.д.) об описанных в этой заметке значках на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В заключение автор считает своим приятным долгом поблагодарить Аркадия Шульмана, Аркадия Подлипского, В. Рубинчика, а также Директора Музея истории и культуры евреев Беларуси Александра Нелюбова за предоставленные информацию и фотографии.

Источники информации:

  1. Белоруссия – Электронная еврейская энциклопедия ОРТ, https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/10487/
  2. Татьяна Хвагина, Эдуард Злобин, Иосиф Либерман, Пинск – Полесский Иерусалим, Мишпоха №20, 2007.
  3. Аркадий Подлипский, Евреи в фалеристике, Мишпоха №18, 2006.
  4. В. Бернштам. Еврейские значки Беларуси, 25.01.2019 https://belisrael.info/?p=17805

Владимир Бернштам

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12  13 14 15 16 17 18