Я начну с того, что знаю от моего дедушки.
Мой прапрадед, его фамилия была Баргак, был кантонистом или, как дедушка говорил «николаевским солдатом». Он прослужил 25 лет. После этого женился на девушке из местечка Плиса, и они жили в местечки Кубличи (ныне Ушачский район Витебской области).
У них было пятеро детей: три дочери и два сына. О дочерях я ничего не знаю. Сыновей звали Евсей и Абрам.
Первая жена Евсея умерла, и он женился на её младшей сестре. Всего у него было одиннадцать детей. Я знал шестерых из них: Фира, Белла, Поля, Израиль, Наум, Бэрл и самый младший из них Давид, который прожил больше ста лет.
У моего прадеда Абрама было трое детей. Он умер в Кубличах в возрасте 35 лет от воспаления лёгких.
Мой дедушка Гирш Баргак был старшим ребёнком. Все они жили в Кубличах до начала 20-х годов.
Дедушкину маму звали Нэхама, после смерти мужа она вышла замуж за Лейба Плавника. В 1917 году у них родился сын Абрам. Во время Гражданской войны Лейба Плавника убили. Бабушка Нэхама с дочками и сыном переехали жить в Баку. Мой дедушка тогда был на фронте.
Дети Евсея после Гражданской войны уехали из Кубличей. В 60-х годах дедушка с двоюродным братом Бэрлом ездил в Кубличи. Они нашли могилы своих отцов, которые умерли до войны, дедушка нашёл фундамент их дома.
Моя бабушка тоже из Кубличей, её звали Фрума Ельман. Её отец был меламед и имел свой хедер в Кубличах. Её мама умерла очень рано, бабушка её не помнила. У бабушки была старшая сестра Голда, она с двумя детьми погибла в Кубличах во время войны.
Я живу в США уже более 30 лет. Всё детство я слышал рассказы о Кубличах от моих дедушки и бабушки. И всегда мечтал там побывать. Когда я планировал своё путешествие по Европе на мотоцикле, построил маршрут так, чтобы обязательно приехать в Кубличи. Это было в июле 2010 года. Я разговаривал там с людьми, мне указали на один дом, где жила пожилая женщина, которая помнила довоенные Кубличи, когда там жили евреи. Она, будучи подростком работала в пекарне с евреями.
Мы с женой провели в Кубличах весь день. На старом еврейском кладбище, сильно заросшим лесом, мы не смогли найти могилы предков. (Сейчас кладбище расчистили от деревьев и кустарников – ред.)
Люди в Кубличах были очень доброжелательны к нам. Это запомнится на всю жизнь.
Михаил Баргак