Поиск по сайту журнала:

 

Яков ГординИсполнилось 120 лет со дня рождения французского философа из Двинска.

22 октября 1896 года в Двинске, уездном городе Витебской губернии родился Яков Гордин.
В этом городе проживало 32 тысячи евреев, что составляло 46,5% населения. Семья Гординых здесь жила ещё с 18 века.

Существует легенда, что Гордины продавали муку Наполеону, когда французские войска заняли Динабургскую крепость.
Конечно, Наполеона в Динабурге не было, но это не исключает, что французская армия нуждалась в муке, которую могли продавать им еврейские купцы Гордины.

Отец Якова – Ицик окончил ешиву, хотя и светские идеалы ему были не чужды. После окончания ешивы Ицик Гордин, как и его предки, занялся мучной торговлей. Семья жила в 4-комнатной квартире. Вместе с родителями Ициком и Бертой здесь жила и прислуга – крестьянка, католичка.
В 1899 году семья Гординых переезжает в Санкт-Петербург. В 15 лет Яков оканчивает школу с серебряной медалью, но поступить в университет не удалось, мешала «процентная» норма, ограничивающая количество евреев-студентов. В 1914 году, это, наконец, удаётся сделать – юноша поступает в университет, изучает философию и ориенталистику (историю и культуру Востока). В этом же году в Петербург приезжает философ Герман Коген (1842 – 1918). Это событие на всю жизнь пробудило у Якова Гордина интерес к неокантианству. Да, это и неудивительно, ведь Г. Коген был одним из создателей европейской (марбургской) школы неокантианства.
Эти годы были эпохой великих переломов, трагедий, катастроф и изменений в жизни и сознании людей. Я. Гордин, будучи по натуре активным, не мог не реагировать на происходящие события: русско-японская война, революция 1905 года, первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война. В этой кутерьме событий каждый человек искал ответы на вечный вопрос «Что делать?». В своём отношении к революции 1917 года Я. Гордин склоняется к взглядам Бакунина, хотя сам он никогда не был анархистом.
В 1918 году Яков путешествует по Украине, где близко знакомится с хасидизмом и еврейским мистицизмом. Во время этого путешествия он переболел тифом, и это существенно повлияло на его здоровье в дальнейшем.
В 1921 года Гордин возвращается в Петербург. Неясно, как он воспринял новую власть, но в 1923 году философ вместе с группой учёных эмигрирует в Берлин. Здесь он встречается со своей будущей женой Раэлой. Вскоре у них рождается дочь. В Берлине он поступает в Научную Академию Иудаизма (Wissescchaft des Judentus), которую оканчивает в 1929 году. В этом же году публикует свою диссертацию «Исследования по теории бесконечных мнений». Его привлекает неокантианство, проблемы теизма и место бога в философии.
В 1928-1934 годах известный еврейский издатель и публицист Яков Клацкин издаёт в Германии Еврейскую энциклопедию (Encyslopedia Judaica). Яков Гордин принимает активное участие в этой работе. Им было написано несколько статей о выдающихся еврейских мыслителях средневековья и значительных русско-еврейских авторах. Энциклопедия была издана до буквы «Л»; приход фашизма прервал это уникальное издание.
Якову Гордину, как и большой группе немецких учёных, пришлось стать эмигрантом. В 1933 году вместе с первой волной эмиграции он отправляется во Францию, в Париж.
Здесь в раввинистической школе читает лекции по средневековой еврейской философии, публикуется в еврейских газетах. До 1940 года философ работает ещё и библиотекарем в Универсальной Еврейской лиге (Alianse Jsraelite Universelle). Работа в библиотеке в какой-то степени удовлетворяет его любознательность. Он становится заметной личностью в еврейских научных кругах Парижа.
Нацистская оккупация севера Франции заставила семью Гордина покинуть Париж. Они уезжает на юг в Болье на Дордоне, где в это время действует движение еврейских скаутов. В 1944 году переселяется в Шормаге, где обучает скаутских функционеров основам иудаизма, философии, каббале. В это же время здесь находится и выдающийся французский философ Альтер Камю, основоположник экзистенциализма, будущий лауреат Нобелевской премии.
В военные годы Яков Гордин задумал и начал писать большую статью о Маймониде, оставшуюся, к сожалению, незаконченной.
В 1945 году Гордин возвращается в Париж и возобновляет работу в библиотеке, где он работал до войны. Он трудится в центре документации, преподаёт в ряде школ, на летних курсах. Организованные им курсы для преподавателей философов получают название «школы пророков». Его работы влияют на развитие еврейской мысли и еврейского образования во Франции. Возникает даже так называемая «гординская школа». Среди его слушателей Эммануэль Левинас (1906, Ковно – 1995, Париж), один из распространителей феноменологии и экзистенциализме, пытавшийся соединить западноевропейскую философию с еврейской мыслью, представленной в священных текстах.
По рассказам его учеников и слушателей Гордин был бледный болезненного вида человек. В то же время отмечается его огромная сила влияния на собеседника. В каждой беседе, в каждом разговоре он приобщал евреев к вере. Как написал один из его учеников: «Если бы не верил, то после Гордина люди говорили, что они захотели стать евреями».(!) Своих собеседников он поражал эрудицией: знал русский, идиш, иврит, немецкий, французский, английский. Учёный придавал большое значение личному общению, пропагандировал еврейские традиции, его интересует идея еврейской идентификации. Он мало писал, но много говорил.
Последние годы жизни философа были омрачены тяжёлой болезнью лёгких. В августе 1947 года Яков Гордин умирает в одной из клиник в Португалии в возрасте 50 лет. Его последними словами были «я еврей» («sono ebreo»).
Пришло почти семьдесят лет с того времени. Идеи и труды Якова Гордина не забылись. В разных странах издаются его труды, имя фигурирует в ряде энциклопедий, в научных и популярных изданиях публикуются статьи о жизни и творчестве. Проходят семинары, посвящённые философу.
Яков Гордин родился в Двинске, учился в Петербурге, Берлине, преподавал во Франции, умер в Португалии, похоронен в Париже. Такова судьба двинского еврея, родившегося на грани веков.

Иосиф Рочко,
Даугавпилс

Яков Гордин