Бабушка и дедушка актёра Марчелло Мастроянни – Моисей Хаймович и Малка Соломоновна – выходцы из Западной Украины. Мама Ида Моисеевна Идельсон – родилась в Минске.
Всю жизнь Ида хранила тайну еврейского происхождения, особенно при Муссолини и в годы войны, и раскрыла её только перед смертью сестре своего мужа…
Детство и юность Марчелло Мастроянни прошли в Турине и Риме. Во время второй мировой войны он был депортирован немцами в лагерь на севере Германии, однако сумел сбежать оттуда и в течение нескольких месяцев скрывался в Венеции. По окончании войны Марчелло Мастроянни переехал работать в Рим, где стал играть, сначала на любительской основе, в труппе Лукино Висконти. Спектакли тех лет были выдержаны в сугубо (нео)реалистической тональности, равно как и первые фильмы с участием молодого актёра.
Его называли символом итальянской «дольче вита»…
Хотя Мастроянни с 1946 года состоял в браке с Флорой Карабеллой, свою подлинную любовь он нашёл во Франции. Там встретил актрису Катрин Денёв, от которой в мае 1972 года у него родилась дочь Кьяра — впоследствии известная актриса. Узнав о рождении дочери и, ошалев от счастья, Мастроянни поил шампанским прохожих…
Он всегда любил быть в центре внимания и так заботился о внешности, что порой забавлял этим близких друзей. Федерико Феллини вспоминал, что для роли в «Джинджер и Фред» он уговорил Марчелло пожертвовать прекрасной шевелюрой и «облысеть». Через пару часов работы парикмахер с помощью воска и ножниц сделал на макушке «итальянского жениха» внушительную прогалину. С того самого времени съёмочная группа наблюдала, как жизнерадостный Марчи грустнел и мрачнел, а непременным атрибутом его образа стала шляпа, которую актёр не снимал ни при каких обстоятельствах – ни на улице, ни в гостях, ни на приёмах.
Женщины обожали Марчелло, не давали ему прохода. Целые экскурсионные автобусы, набитые пожилыми американками, каждую неделю подъезжали к его вилле, лишь бы увидеть знаменитого итальянца. Первое время он даже выходил на балкон и махал им рукой. «Я был крайне удивлён их реакцией, – признавался актёр, считавший себя не особенно привлекательным. – Ведь я ненавидел себя, свои хилые руки, тоненькие ножки, короткий нос и мясистые губы... и завидовал тонким губам Жана Габена…
Конечно, он кокетничал, ведь пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить женщин, которых он обнимал не только на экране. На какое-то время рядом с ним оказывались: Урсула Андресс, Жаклин Биссет, Фэй Данауэй, Анита Экберг, Настасья Кински, Роми Шнайдер, Софи Лорен, Марта Келлер, Моника Вити. Правда, Софи Лорен всячески открещивалась от любовных отношений с Марчелло: «Он всегда был для меня просто другом, живущим по соседству. Мы много снимались вместе, я помню каждую нашу работу, фильм за фильмом, кадр за кадром. Думаю, редко в истории всего мирового кино между актёрами была такая гармония, как между Марчелло и мной… Марчелло тоже не раскрывал секретов взаимоотношений с Лорен. Он вообще не любил распространяться о своих женщинах. «Я никогда не считал женщин – я их только любил! – однажды признался он. – В этой жизни они дали мне любовь. Может быть, я дал им меньше»…