В начале 20 века половину населения Витебска составляли евреи. Неподалеку от церквей и костёлов стояли синагоги. Когда есть жизнь, известно, не обходится и без смерти. В начале 20 века в Витебске действовали пять еврейских кладбищ.
На них обратил внимание и известный, внимательный к жизни, Марк Шагал. Картину «Ворота еврейского кладбища» он написал в 1917 году.
Когда смотришь на кладбищенские ворота, кажется, что художник совсем не чувствовал страха перед неизбежной вечностью – яркими, жизнеутверждающими красками нарисована картина.
Интересно, что эти ворота не обошёл своим вниманием и один из витебских фотографов; те же очертания кирпичных столбов, то же самое дерево растёт справа от ворот. Таким образом, получается, что время от времени Марк Шагал писал реалистические картины.
Обратите внимание, ворота на картине художника открыты, как будто приглашают посетить место вечного упокоения ушедших из жизни, а в 1920-е годы, как видно на фотографии, их уже тщательно закрыли, впереди гора мусора, по всему видно, что кладбище неухожено.
На обратной стороне фотографии надпись: «Ворота старинного еврейского кладбища во 2-й части». Это значит во 2-й части Витебска (было в своё время такое деление города). Получается, что кладбище находилось за сегодняшним торговым центром «Беларусь».
Возможен и другой вариант. Изучая архивные документы, я наткнулся на инвентарные описи имущества еврейских кладбищ города Витебска, датированные концом 1920 – началом 1921 годов. Описание ограды кладбища 3-й части города тоже соответствует виду этих ворот. Согласно описи, тут имелся «деревянный забор, оборудованный кирпичными столбами» и каменные ворота. Если принять этот вариант, то М. Шагал изобразил на своей картине ворота кладбища на пересечении теперешних улиц Герцена и академика Павлова.
В январе 1919 года было решено закрыть некоторые городские кладбища. Эта инициатива исходила, в том числе и от Витебской губернской секции по еврейским национальным делам. В одном из документов этой секции записано: различные злоупотребления, воровство, торговля и даже спекуляция «почётными местами на кладбище имеют самое широкое распространение». И невозможно проконтролировать работу большого штата погребальной службы.
Власти планово закрывают три еврейских кладбища. В феврале 1921 года они организовали специальную комиссию из 12 человек, которая осмотрела кладбища города и пришла к выводу: многие из них недосмотрены, в том числе и еврейские. Кроме того, члены комиссии отрицательно восприняли тот факт, что захоронения проводились в центре города.
«Необходимо все кладбища в центре города закрыть и на их месте посадить сады… Таким образом, будет серьёзно оздоровлен город, потому что кладбища, когда перестанут на них хоронить покойников превратятся в скверы, которых в Витебске очень мало», утверждается в докладе комиссии. Считалось, что городу будет достаточно двух или трёх больших кладбищ, которые бы находились на окраине Витебска, или вообще за его пределами.
Комиссия также посчитала, что на новом кладбище должны внедряться новые погребальные обряды, а для этого необходимо было соорудить крематории.
Константин КАРПЕКИН,
главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области