В немецком городе Билефельд уникальный благотворительный центр "Бетель". Другого такого я не видел. Целый квартал города, со старинными и современными зданиями. Свои мастерские, театр, ресторан, куда приходят не только инвалиды, живущие в центре, но и люди из города. Выпущены даже свои деньги. Не всем инвалидам удобно обращаться с банковскими карточками, и для их удобства изготовлены специальные купюры (евро), которые принимают в любом банке города.
На стене лютеранской кирхи, которая находится на горе Сион (самая высокая точка "Бетеля") памятная доска. На ней слова о том, что 1 сентября 1939 года Гитлер не только развязал Вторую мировую войну, но и подписал, правда, задним числом, указ об эвтаназии. В нацистской Германии было уничтожено более 180 тысяч психически нездоровых людей. Стоя у этой доски, Герберт Вольгюнтер, многие годы проработавший в "Бетеле", рассказал одну историю.
В 1942 году вышел приказ, согласно которому евреев в Бетеле, следовало переселить в отдельное здание. К тому времени в благотворительном центре находилось 13 евреев.
Все понимали, что внутри "Бетеля" создается гетто. Работники центра обзвонили родственников больных и шесть человек забрали по домам.
Фриц Рапольт сначала оставался в "Бетеле". Без разрешения продолжал ходить к учителю – занимался английским языком, посещал мастерскую. Фриц был художником и занимался ткачеством. Его самостоятельные походы могли закончиться трагически. Фрица предупредили об этом и посоветовали уехать из "Бетеля". Он отправился к родственникам в Гамбург.
Шестеро, оставшихся в благотворительном центре евреев, вскоре были вывезены в другой город и расстреляны.
…Вместе с первыми гамбургскими евреями Фриц Рапольт был депортирован в Минское гетто. Он был очень общительный человек. И на новом месте быстро познакомился с одним из немецких солдат, своим земляком, который охранял гетто.
Фриц, находясь в Минске, писал дневник. Он хотел передать дневник в Гамбург, чтобы его земляки знали о том, что происходит на самом деле с депортированными немецкими евреями. Договорился об этом с новым знакомым. Но во время передачи дневника, его поймали и зверски убили.
Надеюсь, что этот дневник где-то ждёт своего часа и расскажет правду о чёрных днях войны. Может быть, кому-то известна судьба этого дневника?
Алексей Школьный