Под таким названием в Калининграде вышла книга историка и публициста Михаила Рушанова. В ней описываются события связанные с восстанием узников гетто в городе Глубоком Витебской области. Исследования основываются на материалах, как уже опубликованных, так и обнаруженных автором в немецких архивах.
Крупные пожары в германском военном архиве в Потсдаме в феврале 1942 и апреле 1945 годов лишили исследователей значительной документальной базы. В конце войны структуры 3-го рейха сознательно уничтожали доказательства своих массовых преступлений. Чины гестапо и прочие силовики фашистской Германии охотились за своими личными делами с целью уничтожения их. Они понимали, что после поражения гитлеровского режима наградные листы из личного дела могут стать доказательствами обвинения. Вышеназванные обстоятельства сужают доступную документальную базу.
Книга «Смерть в рассрочку» начинается с краткого курса истории евреев Белоруссии.
Тема второго раздела – «ХХ век (до 1941 года) и евреи Западной Белоруссии».
Третий раздел начинается материалом о Второй мировой войне. В начале 1940 года в Беларуси зарегистрировались 65796 еврейских беженцев из оккупированной немцами Польши...
Четвертый раздел книги: «Белоруссия и тотальная война Гитлера». Всего на территории Белоруссии немецкие фашисты и их пособники убили свыше 800 000 евреев, точное число не известно.
Автор подробно рассказывает о событиях в Глубокском районе, летом 1943 года. Нам, живущим сейчас, трудно представить военные реалии в оккупированной Белоруссии.
Затем идёт раздел о еврейском гетто Глубокого, которое просуществовало с октября 1941 года по 20 августа 1943 года, через которое прошли примерно 10 000 человек. В книге Михаила Рушанова упоминается фамилии нескольких глубокских людей, чудом выживших в этой мясорубке, а также фамилии людей, которые уже не встанут и ничего не смогут рассказать обо всей трагедии Холокоста.
В составленной Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом «Чёрной книге» днём ликвидации Глубокского гетто названо 13 августа 1943 года. Они расследовали происходившее по горячим следам, но без проверки по документальной базе, ориентировались на увиденное и показания свидетелей.
Ряд историков, которые ведут на протяжении многих лет исследования глубокского восстания, утверждают, что правильной была бы дата 19 или 20 августа 1943 года...
Анна Булаш,
г. Мозырь