Есть довольно популярная точка зрения о том, что войны выигрывают вожди и полководцы. Эта теория была развенчана ещё Л.Н. Толстым который показал, что Отечественную войну 1812 г. выиграл не Александр I и даже не М.И. Кутузов, а русский народ. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозною и величественной силой», – отмечал великий писатель, – и уничтожила захватчиков [1]. Поэтому мне хотелось бы посвятить это письмо не выдающимся деятелям, а рядовому участнику событий военного лихолетья, который недавно ушёл из жизни и память, о котором для меня очень дорога – моем отце.
Лев Сергеевич Айзенштадт родился 3 апреля 1922 г. в Смоленске. Его родители Сергей Моисеевич и Клара Львовна были врачами. Интересно, что по семейной легенде мой прадед по отцовской линии был раввином, а прадед по материнской линии, как мне удалось недавно доказать, был православным священником.
Лёва рос обыкновенным советским школьником, учился в 3-й смоленской школе, которую закончил за несколько дней до начала войны. 22 июня 1941 г. Из знаменитой речи Молотова все узнали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. А уже на третий день город бомбила немецкая авиация. Дом, в котором жила семья Айзенштадт, был разрушен и сожжён ударами с воздуха. Вскоре Лев и его родители были эвакуированы в Тамбовскую область.
Одноклассники отца ушли на фронт в первые дни войны и практически все погибли. Льва в армию не взяли, потому что он имел очень высокую степень близорукости (–12 диоптрий) и без мощных очков ничего не видел. Возможно, это и спасло ему жизнь.
Новым местом жительства стало село Верхоценье Сампурского района Тамбовской области. Родители начали работать врачами в военном госпитале, а Лев – в колхозе «Красный выборжец». Через полгода Лев Айзенштадт был призван в армию (теперь уже брали всех, несмотря на состояние здоровья) и направили в Тамбовское артиллерийское техническое училище.
О том, как складывалось обучение курсанта Айзенштадта в училище, свидетельствует письмо, сохранившееся в семейном архиве. «Сергей Моисеевич! Разрешите порадовать Вас моим мнением о поведении Вашего сына. В моём подчинении Лев Сергеевич находится недавно и проявил себя безукоризненной воинской дисциплиной, исполнительностью и старанием в учёбе. Ваш сын служит постоянным примером для товарищей. От лица службы благодарю Вас и Вашу супругу Клару Моисеевну и надеюсь разделить с Вами радость видеть его командиром Красной Армии. С глубоким почтением и уважением к Вам лейтенант Маряхин» [2].
Пролетели 8 месяцев учёбы. Подписан текст итоговой аттестации. «Делу партии Ленина–Сталина и Социалистической Родине предан. Политически и морально устойчив, военную тайну хранить умеет. Дисциплинирован, вежлив, настойчив, энергичен, старателен. Над повышением своих знаний работает. Общителен с товарищами и авторитетом среди них пользуется. К порученной работе относится добросовестно и аккуратно. В общественно-массовой работе участие принимал. Устав РККА знает и выполняет правильно. Закреплённое оружие содержит в хорошем состоянии. Материальную часть артиллерии и её ремонт усвоил отлично. Инструкторскими навыками владеет. Свои знания другим передавать может. Физически развит, зрение ограничено. На походе вынослив. Достоин присвоения воинского звания «техник-лейтенант». 29.12.1942 г. [2].
Аттестат об окончании техником-лейтенантом Айзенштадтом Львом Сергеевичем Тамбовского артиллерийского училища содержит следующие оценки: дисциплина – отлично; тактика тыла – отлично; строевая подготовка – отлично; физическая подготовка – отлично; физическая подготовка – хорошо; стрелковая подготовка – хорошо; матчасть артиллерии – отлично; матчасть стрелкового оружия – отлично; боеприпасы – отлично, артприборы – отлично; мастерства – посредственно; политподготовка – отлично. Карточка взысканий и поощрений не содержит взысканий и содержит три поощрения за отличное несение караульной службы [2].
Приказом № 04 по личному составу армии от 01.01.1943 г. Айзенштадту Л. С. присвоено военное звание «техник-лейтенант», и он был назначен в расположение начальника артиллерии Приволжского военного округа [2]. Лев прибыл в город Пугачёв. Именно здесь была сформирована 20 артиллерийская бригада, в которой в составе 1618 легкого артиллерийского полка предстояло ему служить
Скажем несколько слов о специфике воинского объединения, в котором воевал Лев Айзенштадт. Артиллерийская дивизия прорыва – соединение в Красной Армии во время Великой Отечественной войны. В составе артиллерийских корпусов прорыва или отдельно эти дивизии состояли в Артиллерии резерва Ставки Верховного Главнокомандования и при подготовке наступления передавались во фронты и армии для количественного и качественного усиления артиллерийской группировки на направлении главного удара при прорыве хорошо укреплённой и глубоко эшелонированной обороны противника. В военной литературе и боевых документах для обозначения артиллерийской дивизии прорыва применялось сокращения «адп» [3].
Проследим боевой путь 20 артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного командования. Сформирована в апреле 1943 г. С мая 1943 года 20-я артиллерийская дивизия прорыва в составе Московского военного округа. С июля 1943 года в составе 3-й армии Брянского фронта, с сентября фронтовое подчинение. С января 1944 года в составе 6-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта, в феврале фронтовое подчинение. С марта в составе 3-й ударной армии, в апреле фронтовое подчинение. С мая 1944 года в составе 1-й ударной армии, в июне в резерве Ставки ВГК. С июня 1944 года во фронтовом подчинении 3-го Белорусского фронта. За участие в боях с 23 по 27 июня 1944 года при освобождении города Орши, 20-й артиллерийской дивизии прорыва РГК присвоено почетное наименование «Оршанской». С августа в составе 1-го Прибалтийского фронта, в сентябре в составе 51-й армии. С октября 1944 по май 1945 года 20-я артиллерийская Оршанская дивизия прорыва в составе 6-й гвардейской армии, в марте 1945 года в составе 2-го Прибалтийского фронта. С апреля 1945 года в составе Ленинградского фронта, в мае в составе 1-й ударной армии [4].
Лев Айзенштадт прошёл весь боевой путь (старшим) техником-лейтенантом 20 артиллерийской дивизии прорыва. В его функции входило обслуживание 76-милиметровых орудий – основного вооружения дивизии. Военную часть бросали на самые опасные участки фронта. Артиллеристы месяцами не выходили из боев, неделями не ели горячей пищи, ночевали на земле, на снегу (спать на кровати за годы войны отцу довелось два раза). Лев Айзенштадт участвовал в знаменитой Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Белоруссии и Прибалтики. В августе 1944 г. он был награждён орденом Красной Звезды. В наградном документе говорится: «В период атаки танков в районе ст. Биксты. 19.08.44 года прямой наводкой у орудия был повреждён поворотный механизм и орудие не могло вести огонь, тогда арт. техник Айзенштадт непосредственно на позиции под яростным обстрелом из танков исправил повреждение пушки, тут же с расстояния 200 метров сержант Казарцев из этой пушки подбил 2 вражеских танка. В районе Пастыри Добеле противник 10-ти танками и 9-ти бронетранспортерами 25.08.44 года атаковал наши позиции и зайдя с флангов подбил 2 орудия, техник-лейтенант Айзенштадт организовал команду и руководя ею ночью вытащил повреждённые пушки с территории противника и в течение дня 26.08.44 года исправил повреждённые пушки» [5].
Об участии отца в боевых действиях свидетельствует ещё один документ [2]:
ГРАМОТА
Тов. ст. техник-лейтенант Айзенштадт Лев Сергеевич!
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ СТАЛИН ОБЪЯВИЛ ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ за отличные боевые действия при:
1. Овладении городом и оперативно-важным железнодорожным узлом Орша – мощным бастионом обороны немцев, прикрывающем Минское направление (Приказ от 8.10.44 года);
2. Прорыве сильно укрепленной обороны противника северо-западнее Шауляя (Приказ от 8.10.44 года);
3. Овладении городом и железнодорожным узлом Шауляй;
4. Овладении городом и узлом шоссейных дорог Митава (Приказ от 31.07.44 года).
Командир части Денисов
Закончил войну отец 9 мая 1945 года под Кенигсбергом. Он не любил вспоминать о войне, рассказывать о сражениях и подвигах, потому что война для него была делом тяжёлым и кровавым. И все-таки, в минуты откровенности, вспоминал, как рядом гибли товарищи (одному снесло полголовы, когда он едва высунул голову из окопа, другой пытался засунуть назад внутренности, развороченные осколком), как страшно было при атаке фашистских «тигров» с автоматчиками на борту, как вдавливали в землю удары немецких бомбардировщиков, а разрывы все ближе и ближе…
Точно так же не любил вспоминать о войне и мой тесть Иван Николаевич Зубрицкий, призванный в армию в июне 1941-го, отправленный навстречу врагу в составе соединения, в котором на семь красноармейцев приходилась одна винтовка («остальные добудете в бою») и тяжело раненный в первом же бою.
После войны Лев Айзенштадт окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и получил распределение на Гомельский электротехнический завод, где и проработал в должности старшего технолога 30 лет.
До сих пор его более молодые сослуживцы вспоминают о Льве Сергеевиче как о квалифицированном инженере, демократичном руководителе, заботливом старшем товарище, готовом всегда и всем прийти на помощь. Сделать что-нибудь доброе для другого человека доставляло ему радость.
На ЭТЗ Лев познакомился со своей будущей женой Ларисой, которую преданно любил всю их долгую и счастливую совместную жизнь. Он был хорошим отцом и много внимания уделял воспитанию сына. Много радости доставили ему внуки Даша и Федя.
Выйдя на пенсию, Лев Сергеевич ушёл с завода, но всегда сохранял с ним связь. Человек неуемной энергии, он не мог сидеть без дела: 15 лет проработал в Отделе вневедомственной охраны Центрального района г. Гомеля, долгое время возглавлял совет ветеранов ЭТЗ, был председателем городской федерации зимнего плавания (!). Ещё в студенческие годы он занимался штангой, поднимался на Эльбрус, потом «моржевал», увлекся бегом и в 64 года пробежал марафон (а сын одолел только 30 километров), в 78 лет тысячу раз приседал, до 82-х ходил на лыжах, катался на коньках, проезжал на велосипеде более 50 километров (несмотря на почти полную слепоту).
Отец был атеистом, но с Богом в сердце. Из воспоминаний друзей, коллег по работе, соседей: «Его организованность, такт, терпение, великодушие, человечность, желание и умение помогать людям, его умение видеть цели и находить пути их достижения, его отношение к семье оставили неизгладимый след в моей душе», – пишет Инна Станиславовна Чепелюкова. «Лев Сергеевич был прост, никогда себя не выпячивал. Все знали его как человека, которому до всего есть дело. Он всем старался помочь, не дожидаясь просьбы о помощи», – отмечает Людмила Григорьевна Дикун [2].
Сангвиник по темпераменту и оптимист по натуре, отец был очень позитивным человеком. «Я и сегодня слышу заразительный смех дяди Лёвы», – говорит Дора Иосифовна Гурецкая…
Он ушёл из жизни за две недели до своего 93-летия… Вечная память ветеранам Великой Отечественной войны!
Литература
1. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой. – Том 4. – М.: Художественная литература, 2010. – С. 24.
2. Семейный архив А. Л. Айзенштадта.
3. Артиллерийская дивизия прорыва – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gruzdoff.ru/wiki/Артиллерийская_дивизия_прорыва – Дата доступа: 25.10.2015.
4. 20-я артиллерийская Оршанская дивизия прорыва РГК – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. nasha pobeda. lv/ 1616.html – Дата доступа: 26.10.2015.
5. Айзенштадт Лев Сергеевич: наградной лист [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://podvignaroda.mil.ru/?#id=23547545&tab =nav Detail ManAward – Дата доступа: 27.10.2015.
Айзенштадт А.Л.,
профессор кафедры общенаучных и гуманитарных дисциплин Гомельского филиала Международного университета "МИТСО", Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.