В статье «Осталась только похоронка», ее автор Александр Школьный рассказал о жизни и творчестве художника Шапши Вениаминовича Пикуса.
Шапша Пикус родился в местечке Узда Минской области в 1908 году в многодетной еврейской семье.
Отец Шапши – Вениамин и мать Гинда до войны жили в местечке Узда, были пенсионного возраста и в начале войны их расстреляли фашисты.
Шапша после окончания школы уехал в Минск. В столице выучился на художника. Много работал. Занимался оформлением городских улиц и площадей, производственных помещений, участвовал в выставках и строил творческие планы.
Семья Пикусов перед войной насчитывала 33 человека. После войны осталось десять», – эти сведения ещё в начале 2000-х годов редакция журнала «Мишпоха» получила от двоюродного брата Шапши, инвалида Отечественной войны Якова Юделевича Пикуса, жившего в те годы в Минске.
Шапша Пикус с первых дней войны был на фронте. 11 августа 1942 года в боях за деревню Бурмакино Мосальского района Смоленской области красноармеец Пикус получил тяжёлое ранение и через три дня умер в госпитале.
Автор статьи пытался найти фотографию Шапши Пикуса, работы художника, но безрезультатно. Была опубликована только «похоронка», сообщающая о смерти солдата.
И вот спустя довольно продолжительное время, редакция журнала «Мишпоха» получила письмо от читателя Владислава Чеховича. Он сообщил, что фотография Шапши Вениаминовича Пикуса есть в книге «Беларускі саюз мастакоў: энцыклапедычны даведнік» / складальнік Б. А. Крэпак. — Мінск, 1998.
Мы благодарим Владислава Чеховича за сообщение и публикуем фотографию художника Пикуса.