Поиск по сайту журнала:

 

 22 октября в Мемориальном комплексе «Яма» почтили память жертв Минского гетто.

75 лет назад, в 1943 году, уничтожив 100 тысяч евреев, «фабрика смерти» прекратила своё существование.

Обелиск был установлен после войны. Текст на идише для него написал поэт Хаим Мальтинский.

На то время это был первый памятник в СССР жертвам Холокоста с надписью на еврейском языке.

 

Проникновенные слова говорили бывшие узники гетто и политические деятели, дипломаты и представители еврейских организаций из Белоруси, Израиля, России, Европы, США.

Бывшая узница Минского гетто Фрида Рейзман рассказала, что даже спустя 75 лет ей очень сложно говорить о том, что пришлось пережить в годы войны.

«Бог дал мне память, а белорусы спасли меня, чтобы я рассказала миру о трагедии Минского гетто. Существуют разные понятия: концлагерь, гетто. Но что касается Минского гетто, я бы добавила к нему определение «фабрика смерти», конвейер, который никогда не простаивал. За два года и четыре месяца существования гетто было шесть огромных и страшных погромов…

В гетто не было ни еды, ни воды, ни тепла. Этот комплект уносил сотни узников каждый день. Изуверски продуманные даты погромов приходились на еврейские и советские праздники. После одного из них на улице Обойной текла река крови. Я помню зарезанных детей детского дома на Заславской улице. 

Помню тот страх, когда, сидя в схроне во время погрома, я слышала шаги фашистов, входящих в комнату. А после ночных облав я видела такое, что говорить об этом нет сил и сегодня.

Я помню всё. Мир узнал правду о Минском гетто. Жертвы не ушли беспамятными. Нас, узников Минского гетто, осталось очень мало. Я обращаюсь ко всем людям мира и руководству страны: помогите им прожить подольше. Ибо они — история. И каждый день их жизни бесценен».

Из выступления министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея: «Сегодня мемориал «Яма» в очередной раз собрал всех неравнодушных, чтобы вспомнить трагические события 75-летней давности и почтить память узников Минского гетто, уничтоженных фашистами в течение нескольких октябрьских дней 1943 года.

Эта скорбная дата для всей Беларуси, которая отдается болью в каждом сердце. Находясь в благоустроенном центре мирного города в наши дни, сложно представить, что здесь, в пределах нескольких улиц, находились десятки тысяч людей. Они были собраны с единственной целью – уничтожение.

Еврейские женщины и мужчины, старики, дети и подростки, столичные жители и насельники белорусских местечек и деревень, граждане европейских стран (Австрии. Польши, Чехии). Практически все они погибли.

Именно здесь на узниках гетто нацисты планомерно отрабатывали свои бесчеловечные методики уничтожения, того, что впоследствии будет названо Холокостом. В годы оккупации Беларусь прошла через все ужасы гитлеровского геноцида: на нашей земле было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения, в том числе более 70 еврейских гетто.

Сама мысль о возможности такого масштабного целенаправленного уничтожения людей другими людьми не укладывается в сознании, глубоко потрясает и ранит душу. Дни памяти Минского гетто – для нас это не только прошлое, но и будущее.

Думая о будущем наших детей, мы не должны забывать о тысячах детей, погибших в пламени Холокоста. Мы никогда не узнаем, чего бы они достигли, какими лидерами могли бы стать, какое счастье могли бы принести своим близким, своей стране, своему народу.

Поэтому воспоминания о трагедии Минского гетто набатом звучат в наших сердцах, напоминая о необходимости защищать человеческую жизнь и человеческое достоинство».

Министр алии и интеграции Израиля Софа Ландвер говорила не только от имени своей страны, но и от имени своей семьи, прошедшей адовы круги Холокоста: «Мемориальный комплекс "Яма" – один из самых пронзительных памятников жертвам Второй мировой войны. Мы все склоняем голову в память о невинно убитых – стариках, женщинах, детях. На этом месте расстреляны тысячи узников Минского гетто. Невозможно понять, как в середине XX века мир погрузился в пучину чудовищной бойни, как могло случиться, что целые семьи вели на убой только за то, что они не вписывались в представление нацистских идеологов о чистоте расы.

Оба наших народа, белорусы и евреи, испили до дна чашу отравляющей кровь ненависти и чудовищного массового уничтожения.

Беларусь для евреев почти тысячу лет была отчим домом, дала миру выдающихся художников Марка Шагала, Хаима Сутина, президентов Израиля Хаима Вейцмана и Шимона Переса, других известных людей.

Несколько поколений моей семьи родом из Минска. Родители мамы в самом начале войны потеряли здесь троих сыновей, а мама отца вместе с братом ушла в партизаны, воевала и погибла. В Минск после демобилизации вернулся папа – подполковник, офицер связи, прошедший всю войну. Он начал воевать в 17 с половиной лет, он мой герой!

Я хорошо знаю историю белорусского народа, одного из самых спокойных, терпеливых и доброжелательных в мире. Именно по нему война нанесла удар убийственной силы, выкосив в том числе почти 1 млн евреев.

О трагедии Хатыни и Тростенца помнит весь мир.

…Мне больно видеть нарастающие в мире межнациональную рознь и нетерпимость, непринятие инакомыслия. Борьба с неонацизмом, вновь раскинувшим свои щупальца, требует консолидации сил всего человечества. Мы обязаны объединиться, чтобы кошмар прошлого, ставший нашей общей бедой, никогда не повторился. Это наш долг не только перед потомками, но и перед родными и близкими, сгоревшими в пламени Холокоста. Вечная им память, а нашим народам – мира и процветания».