Поиск по сайту журнала:

 

Мемориальный комплекс на месте убийства 2 524 евреев Ивье нацистами и полицаями 2 августа 1941 и 12 мая 1942 года.12 мая – годовщина зверской расправы фашистов над узниками ивьевского еврейского гетто. Опять соберутся у могилы своих родных и близких те, кто помнит кровавые дни, и те, кто родился и вырос уже после войны, но все равно носит в сердце незаживающую рану.

Материал, который мы предлагаем вниманию читателей, посвящен именно этой теме. Отдельной главой мы даём выдержки из книги, вышедшей в Тель-Авиве, сотни страниц которой посвящены истории Ивья и его жителям в былые времена – евреям. Редакция благодарна ивьевчанам Софье Борисовне Комиссаровой, владелице редкой книги и Иосифу Хаймовичу Колмановичу, сделавшему перевод с идиша специально для публикации.

***

ИВЬЕ. Название этого местечка имеет две версии. Первая – по имени его основателя князя Ивана Замойского (Иван-Ивье). Вторая – по названию реки Ивьянка.

Первое упоминание Ивья в официальных источниках относится к 1520-1538 годам (из личного архива графа Радзивила), когда местечко входило в Великое княжество Литовское. Затем оно относилось к Трокайской или Виленской губернии. В 1795 году, после третьего раздела Польши, Ивье вошло в состав Российской империи и состояло в ней до Первой мировой войны. После Октябрьской революции с 1917 по 1920 год входило в состав Новогрудского воеводства Лидского повета, с 1920 по 1925 – Воложинский повет. На территории района проживали русские, белорусы, поляки, татары и евреи.

Согласно архивам Радзивила первое упоминание о евреях в Ивье было в 1626 году на Брестском сейме шляхты. Еврейскую общину представлял там Мейше Ивьевский.

По переписи 1847 года в Ивье было 804 человека еврейской национальности, в 1897 – уже 573 семьи или примерно 1529 человек. Все население местечка исчислялось цифрой 3653. Евреи составляли 41,7 процента. Перепись 1938 года даёт нам уже совершенно новые цифры. Еврейское население составляло 76 процентов всего Ивья.

Во время существования Великого княжества Литовского все нации развивались в силу своих возможностей и талантов. Евреям и татарам разрешалось заниматься ремёслами, земледелием и торговлей. Евреи не притеснялись, но также не имели и политических свобод. Не избирались они в сейм и не руководили территориальными единицами.

В Ивье до 1929 года была одна большая деревянная синагога. Пожар в 1929 году, который уничтожил почти всё местечко, не пощадил и место молитв и проведения священных обрядов. После пожара были возведены три синагоги. В одной теперь размещается спортивный зал, в другой – гараж для техники электросетей, в третьей была пекарня, т.е. бывший хлебозавод.

После третьего раздела Польши, когда Ивьевский район вошёл в состав Российской империи, евреев стали притеснять, и в 1804 году начали изгонять из деревень. А жили они почти в каждой деревне района. Так, в Борисовке было 23 дома, в 17-ти из них жили евреи, занимающиеся земледелием, в Збойске жили 4 семьи, в Бакштах – 4, в Лукашино – 1, в Николаево и Барово – 14, Лугомовичах – 4, проживали евреи в Дудах, Сонтаках, Красовщине, Нацковичах, Морино, Мишуковичах, Кричниках, Эгердах, Купровичах, Юратишках. Были в районе традиционно еврейские местечки – Липнишки, Трабы, Субботники.

Из деревень евреев стали изгонять в местечки Ивье, Липнишки, Трабы.

По указу Екатерины II евреям не разрешали продавать землю, и они вынуждены были оседать в местечках, так как в городах они также не имели права селиться.

Чем же занимались люди, чтобы заработать себе на кусок хлеба? Они были ремесленниками, сапожниками, портными, кузнецами, извозчиками, парикмахерами, занимались торговлей. Что касается торговли, чаще всего это были малые захудалые лавчонки. Но существовали и богатые торговцы. На Ивьевский район было 7-10 богатых семей. Остальные – люди трудовые, интеллигенты, врачи, учителя, духовенство и ремесленники. Большинство евреев-ивьевчан имело домашний скот, огороды. Этим они облегчали или, правильнее сказать, поддерживали жизнь своих семей.

Перед началом второй мировой войны в Ивьевском районе проживали 4284 человека еврейской национальности. До 1939 года за границу уехало примерно 210-250 человек. В братской могиле в д. Стоневичи захоронено 2524. Всего погибло 4227 человек, 1703 человека были вывезены в Борисовское гетто и в Освенцим и там уничтожены...

Вот такая она, если кратко, еврейская история нашего района, которую мы рассказали благодаря переводу И. Колмановичем книги в сотни листов, изданной далеко за пределами нашей родины.

***

Был майский день, такой солнечный, такой славный. Такими днями сердцу хочется любить, дышать полной грудью, ощущая запах зеленых клейких листочков, распускающихся одуванчиков и земли.

...В молчаливом отчаянии они шли на свою Голгофу, обречённые, как говорят, с рождения. Шли ремесленники, классные парикмахеры, изумительные портные или музыканты, артисты драмтеатра, члены футбольной команды – шли люди, жизнь которых заставляла их быть гениями в своём деле. Иначе нельзя было в их вечно гонимой судьбе. Они шли по своей земле пленными. А те, кто пришёл сюда убивать, чувствовали себя хозяевами. И это было несправедливо, как и несправедлива эта процессия, идущая в никуда.

В лесу возле Стоневичей молодые сосны роняли слёзы: горячие, смоляные, а автоматные очереди пугали майскую лесную тишину.

Акт от 3 апреля 1945 года (Госархив).

«...возле д. Стоневичи на южной опушке леса в 2-х километрах от м. Ивье имеются 3 братские могилы, которые вышеуказанного числа были комиссией вскрыты.

...Указанные братские могилы при вскрытии были полностью наполнены человеческими трупами (2524 человека), среди которых имеются дети от 3 до 6 месяцев. Подростки,  женщины и старики.

В первой могиле оказалось 220 зверски замученных человек, 219 мужчин и 1 девушка в возрасте 20 лет... причем трупы были опущены в могилу в беспорядке в различных положениях (лицом вниз, головой вглубь, ногами вверх и т. д.).

Во второй и третьей могиле оказалось 2304 человеческих трупа, среди которых также преимущественно дети, женщины и старики, большая часть их погибла от нанесения ударов твердыми предметами по голове, в результате чего у большинства разбитые черепа, у многих огнестрельные ранения черепа, у некоторых ранений нет совершенно, особенно у подростков и детей, которые засыпаны живьём».

...Впервые собрались родственники и друзья зверски замученных людей на этой политой кровью опушке 12 мая 1948 года. И с тех пор ежегодно в этот печальный день около братских могил раздаются тихие голоса, плачут мужчины и женщины, приезжающие сюда из разных стран...

Прошло столько лет, но жива память. Жива во имя того, чтобы никогда больше не появлялись на земле братские могилы, будь то еврейские, белорусские, польские... Никогда, слышите, люди! Только мир, любовь, красота и добро спасут нас и нашу планету. Давайте же будем помнить об этом вечно.

В. ГУЛИДОВА

«Iўеўскi край», 12 мая 1993 года.

052 oni ne zazhivayushchej ranoj v moej dushe ostalis navsegda 1