Список захоронений еврейского кладбища Городка (Молодечненский район ).
Погребение мёртвых в еврейской традиции называют хесед шель эмет – «истинной милосердие»; участие в похоронах считается величайшей заповедью. Умереть и не удостоиться кошерных еврейских похорон евреи испокон веков боялись едва ли не больше, чем их соседи-христиане – скоропостижной кончины без исповеди и покаяния. Поэтому, где бы евреи не селились, они сразу же начинали заботиться о создании кладбища.
Похоронное братство, или, как его называли на иврите, священное общество (хевра кадиша) было одной из важнейших и влиятельнейших общинных структур. Его членами традиционно становились наиболее уважаемые члены общины. В некоторых случаях хевра кадиша даже брала на себя функции местного еврейского самоуправления.
Неизменной характеристикой ашкеназских кладбищ являются мацевы – каменные (реже деревянные) надгробия на могилах. Некоторые мацевы являются подлинными произведениями искусства.
После войны еврейские кладбища разделили судьбу уничтоженных еврейских общин. Территория этих кладбищ порой использовалась под застройку, камни с могил – для строительства. Даже если этого не происходило, то, по большей части, на кладбищах царила гнетущая атмосфера запустения: мацевы покрывались грязью и уходили в землю, территория зарастала кустарником, повсюду возникали свалки мусора…
Ситуация изменилась лишь с началом перестройки и возрождения еврейской культурной и религиозной жизни в СССР, а затем и в независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Причём в работах по восстановлению и описанию еврейских кладбищ нередко участвовали не только различные еврейские организации, но и местные волонтёры и активисты – в том числе, и неевреи, понимавшие, что речь идёт о важнейшей части истории родного края. Именно это произошло в Городке (Молодечненский район Минской области), где заботу о кладбище во многом взяли на себя местные жители – художница Лина Цивина и краевед Алексей Жаховец. Они же способствовали созданию инициативной группы по восстановлению еврейской истории Городка. В работе инициативной группы активно участвуют и потомки евреев, живших Городке. Среди них – Борис Зайчик, правнук Берки Вайшенгольца, торговца лесом и льном и члена правления еврейской молитвенной школы, похороненного на местном еврейском кладбище.
Городку, бывшему еврейскому местечку под Минском, повезло меньше многих других местечек, выходцы из которых составили после войны специальные памятные книги, увековечив таким образом еврейскую жизнь своей малой родины. Разрозненные сведения о городокских евреях, опубликованные на различных электронных ресурсах (включая и журнал «Мишпоха»), весьма немногочисленны и отрывочны. Поэтому создание и публикация списка мацев, уже обнаруженных на еврейском кладбище Городка, имеет огромное значение, и, с большой вероятностью, станет важнейшим инструментом реконструкции истории этой еврейской общины.
Мацевы переведены с иврита на русский язык при участии ведущих специалистов по еврейской надгробной эпиграфике России и Белоруссии – в том числе, и с помощью Юлиана Верхолевского из Минска.
В 2015 году на сайте Центра «Моё местечко» в рамках проекта «Голоса еврейского местечка» была опубликована статья Аркадия Шульмана «Два Городка». Рассказывая о прошлом и настоящем Городка, автор выразил надежду, что еврейское кладбище в этом местечке будет восстановлено. Инициативная группа по восстановлению еврейского кладбища Городка сделала первый шаг в этом направлении.
Евгений Наумов
