Михаил Шмерлинг, Давид Симанович, Ольга Даренских.«Нас в городе мало – нас трое
– и светятся наши лица...»
Д.Г. Симанович

Давид Григорьевич был частью нашей жизни. Каждое утро начиналось с телефонного звонка Миши ему. Я спрашивала: «Ну как друг, что нового?»

Потом слушала в пересказе отчёт за день Давида Григорьевича – где выступал, с кем встречался, какие планы насчёт новой книжки, как дочка Лена и внуки и т. д. Часто сразу договаривались о встрече и каких-то совместных делах. Он был неутомим, энергия била ключом, идеи возникали беспрерывно, он не мог жить без Витебска, и Витебску было трудно без него...

В последние годы, незадолго до смерти Давида Григорьевича, иногда раздавались голоса: «Уж слишком его много, везде выступает – в школах, институтах, колледжах, театре, на многих городских мероприятиях...» Но, когда его не стало, все поняли, что ушло нечто неповторимое, присущее только Витебску: «Как же его не хватает...» – говорили друзья и коллеги, просто жители Витебска, с которыми он приветливо здоровался, поднимая руку, пробегая своим любимым маршрутом – по улицам Ленина, Кирова, к вокзалу и обратно. Часто Миша сопровождал его в этих прогулках, и тем для разговоров было предостаточно. У них было много общего: оба очень любили Витебск, его историю, оба активно участвовали во многих культурных инициативах. Это и открытие музея Шагала, памятников А. Пушкину, В. Короткевичу, Е. Лось, на могиле Ю. Пэна, мемориальных досок В. Быкову, на доме М. Шагала и многое другое. Давид Григорьевич всегда приглашал нас участвовать в его творческих вечерах, юбилеях, презентациях новых книг. Мишу – в качестве фотолетописца, меня – с музыкальным сопровождением. Из стихотворения «Сыграй мне старенький прелюд» родилось название «И стали музыкой слова». Часто на них выступали Саша Шипиков, Лёня Маранов, Слава Савинов, которые писали и исполняли песни на его стихи.

Залы всегда были переполнены – будь то музыкальная гостиная, еврейский общинный центр, Центр культуры «Витебск», библиотеки города. Друзья, поклонники его творчества, школьники и студенты, поэты и писатели, художники, актёры... Многим он помог в начале их творческого пути, организуя выступления в литературно-музыкальном альманахе «Двина», на областной студии телевидения.

Давид Григорьевич ценил и поддерживал дружбу, тепло относился к дорогим ему людям. С композитором и режиссёром Борисом Носовским их связывало многолетнее совместное творчество, песни «Станция Крынки» и «Витебские мосты» часто звучали и полюбились многим. Художник Феликс Гумен подарил Давиду Григорьевичу много своих картин. Вообще квартира поэта представляла собой музей – громадное количество книг, картин, памятных сувениров; знаменитые кресла, в которых сидели Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Быков, Р. Бородулин, Б. Заборов, М. Фрадкин, З. Азгур и многие другие. Свою уникальную библиотеку Давид Григорьевич собирал всю жизнь, а потом подарил её библиотекам города.

Запомнился вечер, посвящённый Давиду Григорьевичу в областной библиотеке. Он уже был болен, но держался бодро, увлечённо читал свои стихи. Приехала из Израиля его дочь Лена с детьми – Эвой и Йонатаном. Рядом с ним была Инна – верный и преданный друг последних лет, его Муза и любимая женщина. Вёл вечер Сергей Рублевский – известный журналист и писатель, которого Давид Григорьевич заметил в одной из своих поездок в Лепельском районе, когда тот был ещё школьником и писал стихи. В последние годы он редактировал книги Давида Григорьевича, они увлечённо работали вместе. В издании книг очень помог спонсор – Виктор Фарбер.

Сила духа поэта была достойна восхищения. Находясь на лечении в онкологическом диспансере, он не переставал писать стихи, посвящая их врачам и медсёстрам, проводил для них поэтические вечера и даже попросил Мишу запечатлеть это на фото.

Так получилось, что две памятные даты в жизни Д.Г. Симановича – день рожденья 26 июня и День Победы 9 мая – совпали с днём рождения города и днём, когда он ушёл из жизни. Тяжело и горько было с этим смириться...

Когда это произошло, мы обратились к городским властям о предоставлении зала для прощания с любимым поэтом. К великому сожалению, приличного места в центре города не нашлось... Траурная церемония проходила в маленьком зале при морге областной больницы. Народ всё шёл и шёл, и вскоре вся небольшая площадь перед входом была переполнена. Море цветов, слова прощания, невыносимая боль утраты...
Но жизнь продолжается. Внуки Давида Григорьевича отслужили в израильской армии, учатся в университетах. С дочерью Леной мы постоянно общаемся, пересылаем ей публикации об отце в прессе и интернете.

Давид Григорьевич навсегда в нашей памяти, в воспоминаниях людей, с кем он общался, в его многочисленных проектах, которые продолжают жить, в памяти города, который он очень любил.
Михаил Шмерлинг, Давид Симанович, Ольга Даренских. Давид Симанович и Андрей Вознесенский. Давид Симанович, Рыгор Бородулин, Василь Быков, Ванкарем Никофорович. Давид Симанович с дочерью Леной. Автографы Давида Симановича авторам статьи.