33 года тому назад, а точнее почти 34 года, я с детьми отдыхала у друзей в Риге. Мы побывали в различных музеях, парках, гуляли по набережной. И, конечно, зашли в детский мир. Там мой сын нашёл машинку, о которой долго мечтал. Маленькая пластиковая машинка красного цвета, которая стоила целых 15 копеек. Его радости не было предела. Он с ней и спал и гулял – короче, не расставался.
Через несколько дней мы должны были поехать на экскурсию в Саласпилс. Я накануне рассказывала историю концлагеря Саласпилс. Они мне задавали много вопросов, и я поняла, что переборщила рассказом: им уже будет не интересно. Но самое главное ждало меня впереди.
Рано утром мы сели в комфортабельный автобус, взяв с собой конфеты и печенье на дорогу, и поехали. Наша экскурсовод много рассказывала о самой красавице Риге, а когда уже стали подъезжать к Саласпилсу попросила всех не рвать огромные ягоды малины: «Малина любит фосфор, а здесь его больше, чем где-то. Здесь погребены тысячи невинных людей, в том числе и детей всех вер и национальностей. Малина – это их капельки крови».
Наш автобус остановился на стоянке перед входом в музей Саласпилс. Выходим. Кругом шепчутся о чём-то берёзки. И тут мы увидели малинник. Я никогда в жизни больше не видела таких крупных ягод. Глаза ребёнка моего были на малине. Он идёт и молчит, а его не стала трогать.
Нас обогнала молодая дама, в руках которой было много ягод. Сын засмотрелся на неё. Она ему улыбнулась и предложила ягодок. Я думаю с ужасом, что он сейчас их возьмёт. И тут он вдруг громко сказал ей: «Как вы, тётя, можете есть ягодки? Это же капельки крови деток!» Слов ни у кого, кто это услышал, не было. Один мужчина подхватил его на руки и говорит ему, что ты, мол, настоящий мужик. Так и понёс его на руках, о чём-то с ним шушукаясь.
Когда мы подошли к месту, где раньше стоял детский барак, сын опять притих. Держал меня за руку и попросил конфетку и печеньку. Я, было, собралась сказать, что мол тут не надо кушать, а он мне говорит: «Я положу на могилку им (детям) и отдам машинку тоже. У них же нет такой (!) машинки, а ты мне купишь новую. Ладно? Детки ночью выйдут погулять, и заберут всё. Они будут рады!» Пока он всё это укладывал, с такой любовью и нежностью, он не видел как тёти и дяди вытирали слёзы, кроме одной, которая всё ещё ела свою малину. Весь автобус, 54 человека, обнимали и дарили сыну разные сувениры. А он в свои 6 лет никак не мог понять, почему ему дарят подарки.
На завтра мы пошли в детский мир за машинкой. А там их уже не было. Он очень долго объяснял молоденькой продавщице кому он отдал свою любимую машинку. Наконец, когда она его поняла, пошла в склад искать. Мы её ждали около получаса. Но увести сына оттуда было невозможно. Замена другой игрушкой исключалась. Наконец девушка вышла из подсобки с пожилым мужчиной.
Он присел перед сыном на корточки и стал расспрашивать его кому и почему он отдал свою машинку. Ребёнок объяснил всё с такой нежностью к деткам, что мужчина, не стесняясь его, заплакал. Обнял сына и дал ему целых две машинки. Когда я достала деньги заплатить, он сказал: «Там в лагере погибли все мои родные: родители, сестра, братики. Ваш сын отдал им свой дорогой подарок. Я хочу его отблагодарить тоже».
И мой ребёнок вдруг спрашивает: «Значит, они ночью выходили и взяли конфетку, печеньку и машинку? Видишь, я же тебе говорил!»
Ида САНДЛЕР
Об авторе
Ида Сандлер родилась 5 ноября 1951 года в городе Клинцы, Брянской области. Закончила пединститут, факультет иностранных языков. С 1975 года посвятила себе педагогической деятельности.
В 1995 году переехала на постоянное место жительства в город Бруклин, США. Здесь получила степень магистра в образовании. Профессии своей не изменила. По-прежнему преподает «инглиш» и «гражданство», но уже иммигрантам со всего мира.
В 2003 году получила титул «Учитель Нью-Йорка».
Сейчас на пенсии, но ведёт два класса по подготовки к американскому гражданству.
Писать начала в 1993 году, после выпуска своего любимого класса. Пишет на русском и английском языках. Её рассказы большей частью посвящены труду и жизни педагога, а также бывшим и нынешним студентам.