Поиск по сайту журнала:

 

 Доктор Конг-И-Лонг, дипломат, бывший посланник Китая в Вашингтоне, совершающий частную поездку с тайной миссией по Южной Америке, встретился 28 июня 1900 года в Буэнос-Айресе с представителями еврейской сионистской лиги «Д-р Теодор Герцль». Поводом послужила его статья («La Nation», 25 июня 1900 года), в которой автор мимоходом сообщил о евреях, живущих в Китае, как равноправных гражданах страны, что для еврейской общины Аргентины, состоящей, в основном, из выходцев из черты оседлости Российской империи, было в диковинку. Упоминание о жизни евреев в Китае выглядело подтверждением того, что китайцы отличаются веротерпимостью к иным религиям…

Дипломат Конг-И-Лонг (здесь и далее написание имен, названия городов, географические наименования даны по правилам правописания русского языка на 1900 год. – Я.Т.) в каждой стране, которую он посещал, публиковал статьи с разъяснением позиции своего правительства по внутренним и внешним проблемам. Это, по-видимому, и было целью его миссии: развенчание европейского мифа о нетерпимости в Поднебесной. Но строчка о китайских евреях, стала сенсацией и сионисты, члены лиги «Д-р Теодор Герцль», добились аудиенции для целой делегации: Я. Ляховицкий, Л. Бергман, М. Гольденберг.

Возглавлял группу Яков Ляховицкий (1874-1937). Он был журналистом, основателем организации «Ховевей Цион» в Аргентине, а на момент встречи с китайским дипломатом – руководитель лиги «Д-р Теодор Герцль», в которой состояло около 200 членов. По тем временам – крупное и влиятельное объединением, которое вскоре было признано Всемирной сионистской организацией в качестве её аргентинской секции. В 1900 году лига начала издавать свой печатный орган «Дер ционист» (на идиш, затем и на испанском), которую редактировал Ляховицкий. Его статьи были посвящены жизни еврейских эмигрантов в Аргентине.

По данным переписи населения Аргентины за 1895 год, Яков Ляховицкий (Jakob Simon Liachovitzky) прибыл в страну из России (Гродненская губерния) в 1895 году, в возрасте 19 лет, с женой и братом Самуэлем (Simche).

Надо отметить, что встрече евреев-сионистов с китайским дипломатом поспособствовало рекомендательное письмо экс-президента Аргентины. Профессор Конг-И-Лонг согласился на аудиенцию, и она началась с того, что глава еврейской делегации выразил благодарность китайскому вельможе за доброе отношение к евреям в Китае, о которых делегаты (до прочтения его статьи) ничего не знали. Хотя, если быть точными, в германской прессе проскакивала информация католического миссионера о том, что во время поездки в Китае ему встретились несколько еврейских семей. Но из статьи Конг-И-Лонга явствовало, что их больше, чем несколько!

 В ответ они услышали, что дипломат лично знаком со многими гражданами Китая еврейской веры, более того, он знает их руководителей. (При слове «руководители» посетители переглянулись, ибо подобное возможно только в общине, а это уже десятки, а может и сотня человек).

Далее собеседник сообщил, что евреи прибыли в Поднебесную за два с половиной века до христианской эры. Китайцам их вера показалась созвучной учению Конфуция, и «правители страны наделили новоприбывших равными с местными гражданами правами и разрешили селиться в Го Нан, возле Кай Тонгту, и ещё в пяти провинциях, расположенных у реки Янг Тсе».

(Здесь необходимо сделать важное пояснение: дипломат говорил по-китайски, переводчик переводил на испанский, а журналист Ляховицкий записывал сказанное на идиш. Прохождение рассказа Конг-И-Лонга сквозь три языка, а в дальнейшем – на русский, порождает неточности в написании географических названий, имён людей и названий городов. А потому попытаемся сконцентрироваться на сути аудиенции).

Оказалось, что в Пекинском университете, который окончил доктор Конг-И-Лонг, вместе с ним занималось много евреев, а обучавший его профессор Тсьенг Тсанг тоже был евреем. Есть евреи и среди сотрудников пекинской газеты, в китайской армии (некоторые дослужились до генералов), а также среди мандаринов (министр, чиновник, советник, а также человек, прошедший строгую процедуру экзаменов, обеспечивающих доступ в государственный аппарат и право занимать чиновничьи должности).

Китайские евреи, по утверждению собеседника, – преданные стране граждане. Они и одеваются в китайском стиле, носят косу, шёлковое пальто… А иногда даже молятся на китайском, но это – в особых случаях, обычно они возносят молитвы на непонятном для окружающих языке. В стране есть синагоги (например, в провинции Ганкин), которым более 600 лет.

Визитеры, бывшие подданные Российской империи, были в шоке. Им и в голову не приходило, что в соседней с Россией китайской империи живёт большое количество евреев, причём, не в черте оседлости, к которой они привыкли…

А дипломат продолжал перечислять города: Амрой насчитывает 80.000 жителей – в основном, евреев, город Нун-Ян-Нен – 500.000 иудеев. Дипломат Конг-И-Лонг назвал приблизительное число живущих в Китае евреев, но более точную цифру он пообещал назвать после того, как сверится со своими записями. Но слушателям это было уже и не так важно: бывший посланник Китая в Вашингтоне сообщил им информацию о китайских евреях, которая лишила присутствовавших дара речи: в Поднебесной 40 (а может, – надо свериться с записями в блокноте – и 50) миллионов (!) евреев.

В это же время в Париже китайский генерал Чен-Ки-Тонг, сотрудник издания «Revue deux Mondes», чье имя упоминается в работе русского философа Владимира Соловьева «Китай и Европа» (1890 год), подтвердил существование иудеев в его стране: «Китайские евреи – это оригинальный исторический монумент, который насчитывает 2000 лет существования. Только еврейский народ отличается такой привязанностью к своей национальности. Любой народ в продолжение 4-5 поколений вполне ассимилируется, но не евреи: везде, где они бы ни очутились, они остаются верными своей религии, своему характеру и обычаям. Сохранение маленькой расы среди населения в 400 миллионов представляет собой во всемирной истории факт немаловажной ценности» («Cina und die Chinesen» von General Tscheng-Ki-Tong).

 Но вернемся к разговору Конг-И-Тонга с представителями лиги «Д-р Теодор Герцль». Учёный настолько был откровенен, что посвятил их в свои планы. Может, надеялся на помощь еврейской общины Буэнос-Айресе?! Конг-И-Лонг сообщил, что собирается издавать еженедельную газету «Свободный Китай» на нескольких европейских языках, в которой будут статьи, развенчивающие вымыслы о религиозной нетерпимости китайцев. Планировалось и создание отдела по освещению жизни и проблем китайских евреев, в котором будут работать учёные – еврейские граждане его страны.

Сенсационное интервью дипломата было тут же (3 июля 1900 года) опубликовано в еврейской газете Буэнос-Айреса, а затем – в еженедельной газете «Di Welt» на языке идиш (3 августа 1900 года) в Вене под названием «Евреи в Китае». Далее сообщение было перепечатано в Санкт-Петербурге… Эта сенсационная информация послужила поводом для написания Альбертом Кацем, раввином, блестящим исследователем еврейской истории, научной работы «Die juden in China» («Евреи в Китае»). В исследованиях Каца были приведены свидетельства путешественников, миссионеров и торговых людей, подтверждающих рассказ Конг-И-Лонга о евреях в Китае.

Исследование Альберта Каца «Евреи в Китае» вышло отдельной книгой на немецком языке и было переведено Львом Майзелем на русский язык (Варшава, 1900). Переводчик с блеском выполнил свою работу, но не удержался (сенсация была сродни девятому валу!) и сопроводил рассказ доктора Конг-И-Лонга своей ремаркой: «Со своей стороны могу прибавить, что, к сожалению, едва ли одна сотая доля из всего рассказанного Конг-И-Лонгом может оказаться правдой… Но тем не менее его предположение о существовании более 40 миллионов евреев в Китае можно считать правдоподобным, имея в виду, что по статистике человеческое население в сто лет удваивается. На этом основании, если за два с половиной века до начала христианской эры в Китай переселилось даже небольшое число евреев, то их потомство в настоящее время может образовать многомиллионное население, тем более, что, по словам того же Конг-И-Лонга, евреи там за все это время не были избиваемы, как в других странах, где вследствие этого население их не увеличилось, а уменьшалось».

Но где же сегодня те, о ком говорил Конг-И-Лонг?! Ведь он лично общался с ними. Называл города и провинции, где они живут, упоминал имена и места работы, учился с ними в университете, слышал их молитвы на незнакомом языке, рассказывал о синагогах… Допустим, евреев было не 40-50 миллионов, как он утверждал, а равное с христианами (на тот момент) количество. (Во время аудиенции китайский посланник назвал и количество христиан, живущих в Китае: 5 миллионов. А сегодня – через век – их более 70 миллионов). По всем расчётам и число евреев в Китае должно было увеличиться!

Но с евреями в этом мире всё не так, как с другими народами! По статистике (на конец XX века) их было: в Китайской Народной Республике – 900 человек, в нынешнем Китае – 800, в Израиль репатриировались 10 человек. (Речь не идёт о евреях-переселенцах XIX-XX века из европейских стран в Китай). Известно, что сегодня в Поднебесной всего несколько бабушек поведали своим раскосым внукам: «Помните, что мы из евреев!».

(Кто-то может предположить, что 40-50 миллионов евреев ассимилировались – но это выглядит, по крайней мере, странным, ибо иудеи более 22 веков своего нахождения в Китае не поддавались растворению среди местного населения, а тут вдруг (веду отсчёт от сообщения доктора Конг-И-Лонга) за какие-то полвека – век (по меркам истории – мгновенно!) исчезают.

Очередная загадка еврейской истории. И вряд ли мы сможем разгадать её, если, конечно, не посчитать утверждение дипломата ошибочным. Но свидетельства путешественников, остатки синагог, исследования учёных, надписи на плитах подтверждают слова дипломата Конг-И-Лонга: среди китайцев некогда жила многочисленная община евреев. Но что с ними случилось? Куда они ушли? В какой стране или мире ныне проживают? И если разгадку этой забытой сенсации не удастся найти, то следует обратить наш лик, как это уже случалось в истории евреев, к небесам: «Где дети твои, Господи?!»

Ян Топоровский

 Евреи Кайфына, 1902 г. Кайфынские евреи. Синагога Кайфына. Обложка книги Якова Ляховицкого (на идише) «Совращенная и падшая» в популярной серии «Книжки для каждого». На обложке фото автора.