Поиск по сайту журнала:

 

 Иудаизм – религия еврейского народа, одного из древнейших на земле. Историческая родина евреев – Восточное Средиземноморье, горная страна, которую в разные эпохи называли «Израиль», «Иудея», «Палестина». В 70 г. н.э. легионы Древнего Рима уничтожили еврейское государство и разрушили центр иудейской религии – храм в Иерусалиме. Изгнанные из своей страны евреи были расселены в разных уголках Римской империи, но сумели сохранить свою религию и родной язык («иврит», или «древнееврейский»).

В средние века иудейские общины существовали во многих городах Европы, Азии, Северной Африки. При этом евреи узнавали обычаи, язык, культуру, литературу окружающих народов. Именно тогда на территории Германии они усвоили немецкий язык, создав на его основе язык «идиш», существующий и поныне. К XVII в. наиболее многочисленные еврейские общины после войн и гонений переселились из Германии на земли Речи Посполитой – в Польшу, Литву, Белоруссию, Украину. А с конца XVIII в., после разделов Речи Посполитой, большая часть евреев Восточной Европы оказалась подданными Российской империи.

Первые упоминания о евреях в Нижегородской губернии относится к рубежу XVIII-XIX вв. Как правило, это были купцы, которых привлекала Макарьевская ярмарка и промыслы в уездах. Приезжая в Нижний, Арзамас, Балахну, Починки по торговым делам, они изредка задерживались в губернии на более или менее длительный срок, но не оставались здесь жить. Постоянное еврейское население появилось в Нижнем Новгороде лишь к середине XIX в., когда около 300 евреев-рекрутов было направлено на службу в гарнизонный батальон. Военная служба тогда продолжалась 25 лет, так что «нижние чины иудейского исповедания», принимавшие присягу на верность «Богу, Царю и Отечеству», постарались обеспечить себе возможность молитвенных собраний для сохранения своей веры. Архивные документы сохранили имена солдат, возглавивших первые в Н.Новгороде иудейские молитвенные общества: рядовой И. Подиско, штаб-горнист Л. Копыленко, унтер-офицеры М. Кривоносов и З. Рахштадт.

В итоге к 1870-м годам, когда «старые николаевские солдаты» (то есть служившие при Николае I) получили отставку и остались со своими семьями на постоянное жительство в Нижнем, здесь создается иудейская религиозная община, существующая до сего дня. Её первым раввином стал Б.И. Заходер (1853-1905) – видный просветитель, юрист, литератор и общественный деятель (родной дед выдающегося поэта и переводчика Б.В. Заходера, хорошо известного юным читателям по книгам «Алиса в Стране Чудес», «Винни-Пух и все-все-все» и сборникам стихов). По инициативе и под руководством р. Заходера в 1881-1883 гг. на стыке переулков Болотова и Мышкина возводится Нижегородская хоральная синагога (ныне ул. Грузинская, 5). Это красивое двухкупольное здание, построенное по оригинальному проекту архитектора И.Ф. Неймана и символизирующее развернутый свиток, приняло первых прихожан 29 августа 1884 г. С того времени для нижегородских евреев стало возможным соблюдение всех заповедей иудаизма.

Как известно, основа иудейской религии – вера в единого Творца, воплощённая в текстах священных книг Ветхого Завета («Тора», то есть «учение»), а также в комментариях к ним («Талмуд», то есть «изучение»). Национальная философия, морально-нравственные предписания, гражданское и уголовное право евреев базируется на торанических текстах. Монументальные творения еврейской культуры и искусства – как религиозного, так и светского – основаны на Торе. Учёные всего мира признают мощное влияние Ветхого Завета на мировую цивилизацию, на религии (христианство и ислам), этику, законодательство, искусство народов. В иудейской традиции Тора – «Книга книг» – окружена особым почитанием, а её начальная часть («Пятикнижие»), выполненная в виде рукописного свитка на пергамене, является предметом религиозного культа и обязательно имеется во всех синагогах – «домах молитвы». Во всех иудейских общинах мира вот уже две тысячи лет ведется регулярное изучение и комментирование Торы. Таким образом, «Книга книг» духовно объединяет весь еврейский народ.

Из текстов Торы комментаторы-талмудисты вывели перечень заповедей, обязательных к исполнению для каждого иудея. К их числу относятся, например, почитание субботы, установления о других религиозных праздниках, запрет есть свинину (и вообще правила питания), обязанность ходить с покрытой головой и даже… необходимость мытья рук и соблюдения правил личной гигиены! Характерно, что иудаизм всегда проявляет заботу не только о душе человека («созданного по образу и подобию Всевышнего»), но и о его теле. В отличие от некоторых других религиозных систем, в иудаизме не поощряется «умерщвление плоти», одиночество считается ненормальным состоянием, отсутствие у человека семьи – величайшим несчастьем.

Любопытно, что в отличие от многих народов мира, имеющих «благородные сословия» военного происхождения, евреи вообще не имеют никакого дворянства. Положение человека в общине полностью зависит от степени образованности. Однако при этом иудаизм поощряет не только религиозное образование (что само собой разумеется), но и занятия светскими науками, которые раввины называли «изысканными приправами мудрости». Дело в том, что, согласно иудаизму, всё в мире создано единым Творцом, – следовательно, каждая сфера человеческого знания отражает ту или иную сторону замысла Всевышнего. Поэтому, например, величайшие религиозные авторитеты сочетали изучение Торы с занятиями философией, логикой, медициной, математикой, астрономией, лингвистикой и другими науками. Так что нет ничего удивительного в том, что первый нижегородский раввин Б.И. Заходер был юристом и литератором, а его преемник С.Я. Надельман – известным врачом…

На жизнь евреев в Нижегородской губернии влияли, разумеется, не только религиозные установления родной религии: большую роль играла окружающая действительность. Так называемое «ограничительное законодательство» Российской империи, действовавшее до 1917 г. и направленное против иудаизма, не дозволяло евреям жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством, серьёзно ограничивало их поступление в средние и высшие учебные заведения, запрещало проживание во внутренних губерниях России.

В Нижегородской губернии имели право проживать евреи только определённых категорий: «николаевские солдаты» и члены их семей, купцы, высокопрофессиональные ремесленники (например, ювелиры, часовщики), врачи и фармацевты, а также музыканты. Поэтому численность евреев здесь до первой мировой войны не превышало трёх тысяч человек; как правило, это были представители интеллигенции, и жили они в городах (преимущественно в Нижнем Новгороде). Тем не менее, несмотря на невысокую численность, иудейская община была весьма влиятельной. Большим авторитетом у нижегородцев пользовались предприниматели – пароходовладелец Г.А. Поляк (щедрый благотворитель, на средства которого была открыта первая в Нижнем еврейская школа в доме по ул. Грузинской, 7), С. Трепель и З. Персиц, создавшие в Нижнем первые предприятия химической промышленности; выдающийся врач-эпидемиолог М.В. Евнин; музыкант и композитор А.Г. Крейн – собиратель еврейского музыкального фольклора, все пять сыновей которого стали профессорами крупнейших консерваторий Европы. Уроженцем нашего города был и великий пианист XX в. Исай Добровейн. У истоков Нижегородского фармацевтического общества стоял аптекарь Л.В. Вильбушевич и его коллеги А. Призант и Г. Кушелевский. Присяжный поверенный А.Б. Заходер по праву считался одним из лучших в Нижнем Новгороде адвокатом…

Увы, жизнь была далеко не безоблачной. Рост антисемитских настроений в правящих кругах и обществе, возникновение черносотенных организаций, погромы привели к тому, что в начале XX в. евреи (наряду с другими национальными меньшинствами – поляками, латышами) приняли активное участие в русском освободительном движении. Нижегородцы не были исключением: профессиональными революционерами и видными политическими деятелями стали уроженцы нашего города Я.М. Свердлов и В.М. Загорский (Лубоцкий). И хотя евреи никогда не составляли большинства в социалистических партиях, революционно-демократическое движение пользовалось нескрываемыми симпатиями в нижегородской общине. Оборотной стороной этих симпатий стал постепенный отход еврейской молодёжи от веры отцов. В итоге получилось, что Советская власть, установившаяся в России после революции 1917 г., провозгласила всеобщее равноправие и гражданские свободы (отменив, среди прочего, «ограничительное» законодательство) – но одновременно привела к разрыву с религией предков, к появлению минимум двух поколений людей, не знавших национальных традиций. В 1938 г. Нижегородская синагога была закрыта, а исполнение заповедей иудаизма стало уделом стариков, негласно собиравшихся для молитвы по частным квартирам. Численность евреев в регионе значительно возросла (преимущественно за счёт беженцев двух мировых войн), так что в некоторые периоды даже достигала 50 тыс. человек – но о существовании в этот период иудейской общины можно говорить лишь с большой натяжкой, потому что отсутствовали традиционные общинные учреждения (синагога, раввинский совет, благотворительное общество и др.).

Гордостью советской науки и культуры считались многие евреи, проживавшие в Горьковской области, – и среди них академик Ю.Б. Харитон, руководитель ядерного центра в Сарове (Арзамас-16) и один из создателей ядерного щита в СССР, трижды Герой социалистического труда; профессора Е.И. Березов и И.М. Коренман, И.Б. Гусман и Б.С. Маранц, Л.М. Фарбер и З.Е. Либинзон – но для многих еврейство постепенно становилось воспоминанием о давно прошедших временах (а для кое-кого лишь досадной графой в паспорте)...

Два тысячелетия изгнания, положение «чужаков», те или иные формы преследований способствовали развитию национального недоверия. Евреи склонны очень обостренно воспринимать высказывания в свой адрес – даже если эти высказывания абсолютно безобидны. Недружественное отношение к тому или иному еврею, подчас заслуженное, воспринимается в еврейской среде преувеличенно. (Впрочем, пылкие выражения симпатий к иудаизму тоже вызывают настороженность.) Боязнь антисемитизма глубоко засела в сознании народа, и трагические события XX века лишь усилили её. Но несмотря ни на что, в отношении к людям, какой бы национальности они не были, законом иудаизма являются слова великого гуманиста р. Хиллеля (I в. до н.э.): «Никогда не делай другому то, что ты не желаешь самому себе. В этом суть нашего вероучения; всё остальное – только комментарии». Поэтому человеконенавистничество остается чуждым иудаизму, даже когда обстоятельства бывают против гуманизма…

Уже в 1980-х гг. казалось, что история Нижегородской иудейской общины закончилась. Массовая репатриация в Израиль, эмиграция в другие страны Запада не внушали оптимизма. Тем удивительнее оказалось возрождение общинной жизни в Нижнем Новгороде, наступившее в 1990-х г. Ключевую роль сыграло возвращение синагоги 1 августа 1990 г., затем были открыты еврейские школа и детский сад, благотворительное общество «Хесэд Сара», курсы по изучению родного языка, молодёжный клуб; издаются книги, выпускается газета, действует интернет-сайт… С начала XXI в. появились ростки общинной жизни и в других городах Нижегородской области (где евреев, впрочем, немного). Возобновление богослужения, создание условий для духовного общения и развития национальной культуры, встречи с представителями других российских и зарубежных общин позволяют сегодня нижегородским евреям чувствовать себя неотъемлемой частью своего народа.

Борис ПУДАЛОВ

Синагога в Нижнем Новгороде.