Е.М. РинбургВ начале 1941 года к С.Я. Боровому обратился профессор из Москвы Т. Б. Гейликман с просьбой быть оппонентом его минского аспиранта Е.М. Ринбурга. Согласившийся с просьбой Саул Яковлевич вскоре получил приглашение от ректора БелГУ в Минск.
22 июня 1941 года было решено отметить 20-летие основания университета. На эти же дни назначили и защиту Ринбургом диссертации «Положение еврейских народных масс в Белоруссии в 60 – 70-е годы XIX в.».

 

Рассказ Борового, не лишённый детективного элемента, излагаю конспективно. К июню 1941 года ему не удалось выкроить время для ознакомления с рукописью, и он попросил отсрочить защиту до осени.

Но…

началась война, эвакуация из Одессы, тыловой Самарканд и реэвакуация в Одессу. С. Боровому не только не удалось вселиться в прежнее жилье, но и найти оставленные рукописи. Вскоре довоенная соседка обрадовала историка, рукописи нашлись. Увы, это были лишь два тома диссертации минчанина. Ими заложили окно чулана, из которого выпало стекло во время одной из бомбёжек. А чудеса продолжались. В начале учебного года к профессору Боровому подошла студентка и передала привет от офицера Ринбурга, воинская часть которого дислоцировалась в их городке.

С. Боровой в ответ просил обрадовать минчанина, рукопись его работы сохранилась. Дальнейшие события показали, что ректор Одесского университета был категорически против защиты диссертаций на подобную тему во вверенном ему ВУЗе. Боровому всё же удалось договориться о защите с историками Киевского университета. Защита прошла успешно. Ринбург, обещавший организовать билет в Одессу, исчез и на горизонте Борового более не возникал. Что в дальнейшем случилось с минским историком, одесситу узнать не привелось.

А что предлагает Интернет? Выяснилось, что Е.М. Ринбург в 1946 – 48 гг. возглавлял кафедру истории народов СССР Витебского пединститута. Как сложилась его судьба с началом гонений на «космополитов» предстоит ещё выяснять.

Но под рукой оказался резервный ресурс: адрес библиографического сайта «Еврейская (идиш) периодика» Национальной библиотеки в Иерусалиме, недоступный(?) ГУГЛу. «Ключевое» слово «רינבורג» (Ринбург) привело к статье А. Кагана в газете «Эйникайт» от 9 июля 1946 года «Историческое произведение о положении евреев в черте оседлости». Забрезжила надежда получить дополнительную информацию к биографии Е.М. Ринбурга. И вот, наконец, передо мной копия этой статьи. Беглый просмотр текста новых фактов, по сравнению с рассказом Борового, не обнаружил. Но статья написана в форме рецензии и даёт представление о содержании исследования Е. Ринбурга. К тому же еврейский прозаик Авром Каган был среди тех, кого в конце 1940-х годов арестовали и, обвинив в шпионаже и национализме, приговорили к 25 годам несвободы в каторжном лагере. Неким образом, статья позволяет также представить какие государственные «секреты» раскрывал на страницах московской газеты её киевский корреспондент. Привожу перевод:

 «Еврейский учёный Е. Ринбург написал исторический труд на тему: “Положение евреев в черте оседлости в 80-х годах 19-го столетия”. Эту работу Ринбург представил в киевский университет им. Тараса Шевченко, как диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Учёный совет исторического факультета Киевского университета единогласно проголосовал за присвоение соискателю этого титула. Оппонентами выступали киевский историк Моисей Гершанов и доктор исторических наук Шаул Боровой из Одессы.

И до Е. Ринбурга в разные времена публиковались статьи, материалы на тему черты оседлости в царской России, но полностью освещённых с марксистских позиций трудов об этой эпохе в истории евреев в России не было. Диссертация историка Ринбурга лишена этого недостатка.

К примеру, в ней дана характеристика национальной политики царизма внутри черты оседлости евреев в 80-х годах 19-го столетия. Автор приводит целый ряд материалов и событий, обнажающих реакционную суть антисемитизма, показывает действительный механизм и пружины, приводившие его в движение.

Впервые в царской России о черте оседлости упомянуто в специальном указе императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 г. Постепенно положение о черте оседлости евреев ужесточалось при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II.

Широко освещена история правового и общественного положения евреев в черте оседлости. Автор даёт точный анализ бесправного положения евреев. В этом разделе использовано много новых материалов и фактов, ранее не известных в исторической литературе. С новых позиций освещена рекрутчина Николая I. Особый интерес  представляет собой исследование экономики в черте оседлости – положение еврейских ремесленников, рабочих, борьба еврейского пролетариата, подъём революционного движения среди евреев и их участие в общерусском революционном движении.

Автор показывает, каким образом реакция хотела разобщить революционное движение, используя погромы, как спасательный для себя круг. Даётся вся механика подготовки погромов правительственными кругами. При этом автор не забывает также еврейскую буржуазию. Он показывает, как часть еврейской буржуазной интеллигенции из числа публицистов, чиновников, казённых раввинов объясняет народу, что погромы – это наказание божье за грехи, за выступления против правительства и т.д.

Также дана специальная глава о социальном протесте еврейских трудящихся против своих угнетателей, о возникновении первых марксистских кружков в среде евреев и др. Но, к сожалению, в диссертации мало освещена роль прогрессивной русской интеллигенции в борьбе против шовинистической политики царизма, вообще, и её негативное отношение к антисемитизму, в частности.

Эта диссертация была завершена ещё до войны. Защита предполагалась в июне 1941 года. Только… автор тогда уже находился в рядах Красной Армии и сражался против фашистов.

Труд Ринбурга написан по-русски. Желательно, чтобы широкие читательские круги смогли с ним познакомиться. Ибо такое сочинение, кроме своего чисто исторического значения, выполняет также и  глубокую воспитательную роль.

Авром Каган».

Предпоследнее. В обзорном труде Р. Ганелина и В. Кельнера «Проблемы историографии евреев в России» (Сб. «Евреи в России», 1994), к моему сожалению, не упомянут ни Е.М. Ринбург, ни его исследование. Но утверждать, что этого историка забыли окончательно, не приходится. Если рукопись не сгорела и не утонула, то она будет использована. «Нырнув» ещё раз в Интернет, обнаружил, что в XXI веке российские историки «раскопали» диссертацию Ринбурга и дают на неё ссылки. Это сделано Т.С. Лызловой, исследовавшей жизнь евреев Смоленщины в первое 20-летие советской власти, и В.Ю. Коваленко, специалистом по региону «Ставрополье».

И последнее. На сайте «Подвиг народа» обнаружились строки о службе Ринбурга в РККА в годы Великой Отечественной войны и его полное имя. Вот обобщённая информация:

 «Евель Мовшевич Ринбург, уроженец д. Ковчицы Парицкого района Полесской области (Белоруссия) родился в 1904 году. В РККА был призван Фрунзенским РВК (Ошская область Киргизии) в январе 1942 г. и назначен агитатором политотдела формирующийся дивизии. Приказом Войскам 53 Армии 2 Украинского Фронта от 24 ноября 1944 года агитатор политотдела 27 зенитной артиллерийской Ясской дивизии старший лейтенант Ринбург Е.М. был награждён орденом Красной Звезды».

Леонид ФЛЯТ

P.S.Редакция журнала «Мишпоха» обращается к читателям: если у кого есть сведения о судьбе Евеля Мовшевича Ринбурга после 1948 года, просим сообщить о них.

Е.М. Ринбург