Поиск по сайту журнала:

 

Залман Самуилович Кауфман.Месяц назад, 10 января 2019 года, Залману Самуиловичу Кауфману исполнилось 98 лет.
Незадолго до этого он попал в больницу с травмами, но надеялся, что и на этот раз судьба даст возможность напряжением воли преодолеть выпавшие испытания.
Не довелось – 10 февраля он ушёл от нас уже навсегда.


Меня всегда восхищал и безмерно удивлял этот человек. На его долю выпало столько горя, многообразных бед и страданий, что кажется, никому не под силу перенести их и не просто выжить, но сохранить рассудок, убеждения, интеллигентность, интерес к научным занятиям.

Память Залмана Кауфмана хранила удивительные детали и подробности, беседовать с ним можно было часами. Мне страшно было слушать его рассказы о войне, сталинских лагерях (в ГУЛАГе он побывал дважды), но светлые глаза и спокойствие духа убеждали в том, что, оказывается, возможно выдержать и такое.

Залман Самуилович всегда стремился оставаться, прежде всего, человеком, поэтому помогал другим узникам (в том числе – Льву Гумилеву) избежать непосильных работ, ставя под угрозу свою жизнь. 

На протяжении десятилетий любил единственную женщину – Ревекку Соломоновну. Вместе они перенесли не только длительные разлуки и радости встреч, но и страшнейший удар – гибель единственного сына. Залман преданно ухаживал за женой, когда она заболела и слегла, взял всю заботу о ней на себя. Уход Ревекки перенес с трудом и достоинством.

С детства увлечённый биологией, Кауфман сумел, вопреки всем препятствиям, воплотить свои замыслы и стал крупным учёным, сотрудником Института водных проблем Севера Карельского научного центра Российской академии наук, доктором биологических наук.

Он до последнего времени продолжал исследования, писал научные статьи и напряжённо работал – любимое дело держало его в жизни. Уникальную коллекцию бабочек и жуков Кауфман передал в Национальный музей Карелии, огромное собрание книг — в библиотеку Карельского научного центра Российской академии наук.

Ещё меня поражало то, что еврейская закалка, данная Зяме в раннем возрасте, явилась главным стержнем характера и никогда не подводила: Залман Самуилович не скрывал национальность, не менял убеждений и взглядов, наоборот, открыто интересовался историей и культурой народа, делал заметки по этому поводу. После создания в Петрозаводске городской еврейской общины стал её активным членом. Собрал большую коллекцию (более трёх тысяч!) еврейских пословиц и поговорок на идише. Теперь она хранится в отделе рукописей Национальной библиотеки Израиля.

Необыкновенный человек, скала, и при этом – удивительная жажда жизни, оптимизм, тяга к красоте, потрясающее чувство юмора и умение посмеяться. Ещё в декабре я получила от него последнюю подборку шуток, которые его "зацепили". Всегда поздравлял с праздниками и желал себе одного, – чтобы  и в следующий раз можно было это с радостью сделать.

Семь лет назад я подготовила небольшое интервью с Залманом Кауфманом, опубликованное в петрозаводской интернет-газете "Лицей" (https://gazeta-licey.ru/science/faces-of-science-in/3735-nevydumannye-rasskazy-zalmana-kaufmana
Давайте вспомним трудную жизнь З.С. Кауфмана, вехи его пути и восхитимся его мужеством, необоримой силой духа и жаждой жизни!

Светлая память достойному человеку!

Наталья ЛАЙДИНЕН

Залман Самуилович Кауфман.