Поиск по сайту журнала:

 

Лиозно в 1783 г. (Российский государственный архив древних актов. Ф. 1354, оп. 232, д. Л-1к, л. 1.)Однажды в Лиозно у сына священика Иосифа Квятковского украли лошадь, и для расследования данного дела 26 июня 1797 г. в местечко прибыл дворянский заседатель Косов. Только вместо того, чтобы искать преступников, совершивших кражу, он занялся определением количества “еврейских душ” в Лиозно, так как по его мнению, их здесь было больше, чем считалось официально.

 

Не объявляя никаких судебных распоряжений, Косов схватил двоих лиозненских евреев, избил их и посадил под стражу, угрожая при этом “забить в колодки” всех остальных евреев. Двое из них – Завел Беркович и Янкель Шимон – не выдержали такого грубого отношения и 2 июля 1797 г. пожаловались на Косова в Витебский нижний земский суд (такие суды рассматривали дела по мелким преступлениям, следили за исполнением распоряжений власти в уезде).

В нижнем земском суде возмутились действиям дворянского заседателя, так как по сути Косов занялся самоуправством, не запросив никаких санкций у других судебных заседателей. Было решено его “убедить …, дабы он впрок таковых непорядочных поступков воздержался”.

Для окончательного решения вопроса насчёт евреев Белорусский губернатор С.С. Жегулин командировал в местечко земского писаря Гаврилу Добрынина. Тот прибыл в Лиозно в начале августа 1797 г. Кроме всего, комиссар от имени губернатора приказал местным евреям полностью подчиняться земской полиции.

Оказалось, что в Лиозно проживало 30 евреев (14 мужчин и 16 женщин), не записанных в “ревизские сказки”. На вопрос, почему они не записываются в местечке официально, евреи отвечали, что они слишком бедные и ничего не знают. Один еврей – 15-летний Янкель Меерович – считался по ревизии беглым, но члены его семьи, оставшиеся в Лиозно, засвидетельствовали, что теперь он живёт в Шклове у своего тестя.

Ещё имелось 25 евреев, которые приехали в Лиозно на заработки: они жили при еврейской молитвенной школе. 6 евреев было из Невеля, 5 – из Городка, 9 – из Черикова, 4 – из Лепеля и 1 – из Орши. Паспорта выдавались им на срок от 3 месяцев до года. Более всего евреев приехало на заработки весной, особенно в мае. Среди них четверо оказались с просроченными паспортами и «билетами городовых магистратов и уездных казначеев», служившими разрешениями на проживание в чужой местности. Эти четверо были отправлены восвояси.

С лиозненскими евреями земский комиссар разобрался, а нашлась ли украденная в местечке лошадь, так и неизвестно.

Статья подготовлена на основе документов Национального исторического архива Беларуси (НИАБ) (ф. 1430, оп. 1, д. 53912, л. 1 – 3).

Константин КАРПЕКИН,
главный хранитель фондов
Государственного архива Витебской области

Лиозно в 1783 г. (Российский государственный архив древних актов. Ф. 1354, оп. 232, д. Л-1к, л. 1.) “Реестр евреям, живущим в местечке Лиозне своими домами и не вписанным в последнюю ревизию”, 1797 г. (НИАБ. Ф. 1430, оп. 1, д. 53912, л. 3.) Список евреев, живущих в местечке Лиозне по билетам от магистратов и казначеев, 1797 г. (НИАБ. Ф. 1430, оп. 1, д. 53912, л. 3об.)