Поиск по сайту журнала:

 

Общественная баня в г. Орше (чертеж 1890 г.).Из истории оршанской еврейской бани в 1877 – 1900 гг.

Когда-то на берегу речки Оршицы в уездном городе Орше Могилёвской губернии стояла баня с миквой. Стояла она здесь давным-давно – ещё в 1848 г., и даже переулок в её честь был назван Банным[1], но баню постигла участь многих деревянных строений того времени, и в 1877 г. она сгорела[2].

Уже в январе следующего 1878 г. еврейская община получила от губернского правления разрешение на восстановление бани – на прежнем месте и на том же фундаменте. Оршанские евреи ждали целых 12 лет (то ли готовили чертеж, то ли собирали деньги) и только в мае 1890 г. уполномочили старосту духовного правления общины Елью Мееровича Кунина обратиться в Могилёвское губернское правление с прошением о начале строительства. Авторы прошения утверждали, что новая баня будет совершенно безопасна в пожарном отношении, а в заключение добавили, что «в постройке в г. Орше более-менее приличной торговой бани чувствуется настоятельная потребность для всех классов общества»[3].

К концу месяца это прошение изучил Оршанский уездный исправник, который тоже заметил, что «порядочная баня» крайне необходима мещанам. А чтобы избежать нового пожара, он очередной раз подчеркнул, что возле печей своды и полы должны быть каменными[4]. Правда, чертеж исправнику не понравился, и евреям пришлось заказывать у архитектора другой вариант, который был готов и утвержден к июню 1890 г. А окончательное разрешение на постройку новой бани с миквой было получено от губернского правления 25 июля 1890 г.[5] Сооружение получилось довольно просторным: здесь было 4 раздевалки и столько же мыльней, 2 парилки, котельная. На месте старой деревянной появилась новая миква – каменная пристройка к бане, а в небольшом внутреннем дворике, со стороны речки, был колодец[6].

Буквально через несколько лет баню постигло другое несчастье: под её углом просел берег Оршицы и в стене появились трещины. Многие мещане не испугались, а вдруг на голову упадут кирпичи, и по-прежнему приходили мыться. О безопасности не слишком думали и арендаторы: они каждый день топили баню и приглашали туда всех желающих. Но часть оршанцев была против экстремального мытья и в январе 1900 г. они написали могилёвскому губернатору прошение о временном закрытии бани до её осмотра архитектором[7].

В феврале 1900 г. баню осмотрел оршанский полицейский исправник и заметил в стене две трещины, но он не был уверен, что они слишком опасные, поэтому предложил изучить их ещё и губернскому архитектору[8].

По мнению архитектора, прибывшего в баню 28 апреля 1900 года, здание находилось в аварийном состоянии: он также заметил две большие трещины. Первая из них образовалась в боковой стене и протянулась на 3,5 м от окна к фундаменту и угрожала обвалом сводов. Вторая трещина – также сквозная – повредила заднюю стену бани и была ещё длиннее – почти 6 м. На головы моющихся могли посыпаться не только кирпичи, но и рельсы, удерживающие своды здания[9].

В середине июня 1900 г. уездный исправник сообщил полицейскому надзирателю о необходимости опечатать левую часть бани, что и было сделано через несколько дней, а уполномоченному оршанской еврейской общины Афроиму Шендеровичу Эйдельсону, – о ремонте здания в месячный срок. Но даже к концу года евреи так и не смогли собрать деньги для восстановления своей бани[10].

В итоге полиция опечатала только два помещения, а часть бани, в которой находилась миква, по-прежнему использовалась евреями. Кажется, больше всех за безопасность оршанских евреев переживал Петро Гронкин – бывший сторож бани. В ноябре 1900 г. он, наконец, не вытерпел и написал послание могилёвскому губернатору. По наблюдениям П. Гронкина, в микву каждую ночь приходили еврейки, а в середине октября в бане находилось двое русских рабочих, которых чуть не убило обвалившейся аркой. Бывший сторож настоятельно просил губернатора принять меры и прекратить походы в аварийную баню[11].

Такой вот получилась оршанская еврейская баня: то она горела, то разрушалась, и, наверное, запомнилась всем, кто приходил туда мыться.

Иллюстрация: общественная баня в г. Орше (чертеж 1890 г.)[12]

Константин КАРПЕКИН,
главный хранитель фондов
Государственного архива Витебской области

 

[1]Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 3363. Оп. 1. Д. 275. Л. 5 об.

[2]Там же. Л. 7 об.

[3] Там же. Л. 3 – 3 об.

[4] Там же. Л. 2 – 2 об.

[5] Там же. Л. 4, 7, 9 об.

[6] Там же. Л. 5 об. – 6.

[7] НИАБ. Ф. 3363. Оп. 1. Д. 613. Л. 7 – 7 об.

[8] Там же. Л. 2 – 2 об.

[9] Там же. Л. 19.

[10] Там же. Л. 15 – 16.

[11] Там же. Л. 21.

[12] НИАБ. Ф. 3363. Оп. 1. Д. 275. Л. 5 об. – 6.

Общественная баня в г. Орше (чертеж 1890 г.).