Поиск по сайту журнала:

 

Здание бывшего Витебского народного художественного училища.Витебский купец 1-й гильдии Израиль Вульфович Вишняк

Израиль Вульфович Вишняк родился в 1853 году (предположительно в Москве). В 1882 году в Витебске открылась банкирская контора «И.В. Вишняка», которая успешно функционировала вплоть до революции. Контора имела своё отделение в Невеле, её прокуристом – то есть, лицом, имеющим неограниченные полномочия на совершение всякого рода сделок, состоял сын Израиля Вульфовича – Лазарь Вишняк.

В «Памятной книжке Витебской губернии за 1886 год» И.В. Вишняк упомянут как «агент Общества транспортирования кладей «Надежда». [1]  Его контора располагалась в Витебске на Смоленской улице, в доме Виттенберга. В 1888 г. И.В. Вишняк также является агентом одноименного «страхового от огня Общества», оба заведения размещаются на Смоленской улице, в доме Безсметного. [2]   Имел собственный дом на Замковой улице, его адрес на 1914 год: Замковая улица, дом 5. В этом же доме располагались меблированные комнаты «Chambres Garnies» (восемь номеров).
Помимо этого, Израиль Вульфович являлся агентом Санкт-Петербургского страхового общества в Витебске, занимался лесной и мануфактурной торговлей, экспедиторскими услугами, был учредителем Витебской биржи, а также одним из директоров и главных акционеров акционерного товарищества «Витебский трамвай». Также, И.В. Вишняк получил подряд на освещение части города электричеством, состоял членом особого присутствия Витебской казенной палаты.
Об авторитете И.В. Вишняка среди горожан свидетельствует его избрание председателем правления общества пособия бедным больным евреям. Также Израиль Вульфович являлся членом попечительского совета коммерческого училища, членом-соревнователем комитета народной трезвости и председателем еврейского похоронного общества 1-й и 2-й части Витебска. [3]   
Судьба Израиля Вульфовича интересна также в связи с одним, принадлежавшим ему, легендарным зданием.
11 апреля 1912 г. витебский купец 1-й гильдии Израиль Вульфович Вишняк подал в Витебскую городскую управу прошение о разрешении построить «каменный дом и надворные службы во 2-ой части г. Витебска по Воскресенской улице».[4] Разрешение вскоре было получено и тогда же началось строительство дома. В июле 1913 г. И.В. Вишняк подал в управу новое прошение «об устройстве водоотводной трубы из существующих строений во 2-ой части г. Витебска по Воскресенской улице». [5] По тексту последнего прошения нельзя точно определить, эксплуатировался ли уже дом или ещё не был достроен. В любом случае 1913 год можно считать датой завершения его строительства.
Судьба уважаемого горожанина резко изменилась после Октябрьской революции. 12 декабря 1917 года здание, принадлежавшее И.В. Вишняку, было национализировано со всей обстановкой. В 1918 г. Воскресенская улица была переименована в Бухаринскую, дом стал носить десятый номер. В 1918 году в здании разместилось ставшее позднее знаменитым на весь мир учебное заведение — Витебское народное художественное училище, официальное открытие которого состоялось 28 января 1919 г. Училище было открыто по инициативе Марка Шагала, в то время уполномоченного по делам искусств Витебской губернии.
В Государственном архиве Витебской области (ГАВО) сохранились несколько документов, датированных 1920-ми годами и содержащих информацию о доме и о том, что находилось на земельном участке, принадлежащем Витебскому Народному художественному училищу:
    «Опись домовладения по Бухаринской, 10, быв. И.В. Вишняка» гласит: «Лицевой двухэтажный с полуподвальным помещением, каменный. Ход парадный с боковыми колоннами и зонтом. Печь при входе голландская изразцовая». В нижнем этаже размещались три хода, передняя, 9 комнат, ванная с уборной, кухня коридор, коридор-прихожая, вотер-клозет, печь, 18 батарей, русская печь, 2 душа и т.д. В верхнем этаже: три хода, передняя, 8 комнат, ванная, кухня, 2 коридорчика, вотер-клозет, галерея над лестницей, балконная дверь, 14 батарей и т.д. В полуподвале:  коридор, одна комната, баня, кочегарка, кладовая, русская печь, котел. Рядом с домом – сарай, каретник, два хлева, курятник, помойная яма, изгородь». В глубине сада находился «надворный каменный одноэтажный сарай» размерами 10,6х6,4 метра и высотой 2,98 метра, с правой стороны от дома размещались большой огород и сад. Сад был внесен в «Список садов, находящихся в ведении Губкоммунотдела» за 1923 г. и о нём сообщались следующие сведения: «Количество земли – 400 кв. саженей, количество деревьев – 40». [6]
Также среди документов ГАВО хранятся подробные описи имущества Витебского народного художественного училища (1922 и 1923 гг.), по которым становится понятно, что даже за 5 лет после ухода прежнего владельца огромное количество его личного имущества сохранялось: «Шкаф карельской березы с зеркалом, английские коридорные часы, в шкафу красного дерева, картина «Сосны» [7] и т.д. и т.п. Списки впечатляют, невольно задумаешься о том, что чувствовали люди, пережившие национализацию…
Точное место жительства И.В. Вишняка, после национализации дома по ул. Бухаринской, 10, остается под вопросом.
В последнее время, интерес к персоне Израиля Вольфовича возрос в связи с предположениями о том, что И.В. Вишняк был лично знаком с Марком Шагалом. Сотрудники ГАВО ведут работу по поиску новых фактов, связанных с национализацией дома. В своей статье «Сентябрьский конфликт 1919 года в Народном художественном училище» Людмила Хмельницкая указывает на знакомство Марка Шагала с И.В. Вишняком и на предполагаемый адрес проживания И.В. Вишняка. Она пишет:
«Из письма Штеренберга в Витебский губисполком можно понять, что к началу ноября 1919 г. все же произошло выселение Шагала из художественного училища. Ответ на вопрос, куда переехал художник, находим снова на страницах "Моей жизни": "Переезжаем на новую квартиру. Нашёлся один богатый старик, решивший приютить нас, в надежде, что я как директор академии заступлюсь за него". Вероятнее всего, речь здесь идёт уже о квартире в доме №9 на Задуновской улице – именно такой свой витебский адрес называет Шагал в письме Павлу Эттингеру от  2 апреля 1920 г. А "богатым стариком", приютившим семейство Шагала, судя по всему, был не кто иной, как Израиль Вульфович Вишняк – бывший владелец особняка на ул. Бухаринской, 10, который упоминается в списке домовладельцев Задуновской улицы за 1918 г.». [8]
Также, известно, что, в начале осени 1921 года семья Вишняка просит предоставить в доме по ул. Бухаринской, 10 «угол (но вместительный и с ванной)», но администрация отказывает в этой просьбе. [9] То есть, попытка Израиля Вульфовича вернуться в здание не увенчалась успехом. После отъезда Марка Шагала из Витебска в 1920 году, состоялся и отъезд из города И.В. Вишняка. Следы его теряются в Литве. Однако это требует дальнейшего исследования.
Что касается дальнейшей судьбы здания, оно сменило довольно много владельцев, чудом уцелело в годы Великой Отечественной войны, и экстерьер здания полностью аутентичным дошёл до наших дней. Чего нельзя сказать о его внутреннем устройстве. С 1974 г. в здании размещался  вычислительный центр ГПТО “Промстройсистема”. Для установки вычислительного оборудования организация произвела почти полную перепланировку внутренних помещений и перенос стен.
В 1998 г. здание было передано в  коммунальную собственность города, был произведён демонтаж устаревшего оборудования вычислительного  центра, несколько помещений было отдано Витебскому центру современного искусства.
В данный момент здание (ныне ул. Марка Шагала, 5а) является филиалом УК «Музей «Витебский центр современного искусства», идёт работа по созданию «Музея истории Витебского народного художественного училища». Полностью восстановлен первоначальный наружный вид здания –  произведен биолого-химический анализ наружных стен и в настоящий момент здание окрашено именно так, как оно выглядело при первом владельце И.В. Вишняке. Согласно «Плану дома № 10 по Бухаринской улице 1923 г.» (хранится в Государственном архиве Витебской области) [10], включающем в себя планы нижнего и верхнего этажей с указанием размеров комнат, восстановлена первоначальная планировка здания.
Здание является историко-культурным памятником, который отнесён ко 2-й категории ценности, памятником архитектуры начала XX века (тип городского особняка), включённым в список памятников архитектуры республиканского значения.
Известно, что у Израиля Вульфовича Вишняка было восемь сыновей: Лейба, Яков, Лазарь, Шмуль Ицка, Илья, Натан и близнецы Александр и Михаил. [11]  Об их судьбах известно не много.
Лазарь Вишняк являлся одним из директоров акционерного общества «Витебский трамвай».
Шмуль Ицка Вишняк – одним из владельцев Санкт-Петербургской фирмы «Электрическая энергия», ставшей заводом «Магнетон» с 1901 года. После революции он работал главным инженером этого завода. 9 февраля 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже и приговорен к смертной казни (приговор был приведён в исполнение 26 апреля 1938 года). 6 июня 1957 года реабилитирован.
    Из интервью с внучкой Ильи Вишняка Людмилой Гутиной мы узнаем о том, что Илья Вишняк не пережил блокаду в г. Лениграде. Будучи донором, «пошёл сдавать кровь и умер во время этой процедуры» [12]
Людмила Гутина, правнучка Израиля Вульфовича Вишняка, родилась в 1941 году в городе Первоуральске Свердловской области. После войны жила в Ленинграде, окончила институт точной механики и оптики. В 1999 году репатриировалась в Израиль. Живёт в Маале Адумим. У неё дочь и двое внуков.
Существует активный общественный интерес к истории Витебского народного художественного училища, к зданию, в котором оно располагалось и к личности его первого владельца И.В. Вишняка.
Здание по ул. Марка Шагала, 5а, бывшее владение И. В. Вишняка, здание, в котором в скором времени разместиться «Музей истории Витебского народного художественного училища» (открытие музея запланировано во второй половине 2017 г.) является памятником преподавателям и ученикам Витебского народного художественного училища – художникам, составившим мировую славу нашего города: К. Малевичу, М. Шагалу, Эль Лисицкому, В. Ермолаевой, Н. Коган, М. Добужинскому, Д. Якерсону, С. Юдовину, И. Чашнику, Н. Суетину, Л. Зевину и др.
Их педагогическая и творческая деятельность в стенах легендарного дома будет представлена в инновационных музейных формах с применением новейших технологий: мультимедийного оборудования, специально разработанного освещения. Один из выставочных залов будет оснащен климат-контролем, что  позволит в перспективе экспонировать в музее работы Малевича, Шагала, Лисицкого, Добужинского и др., хранящиеся ныне в других собраниях.
Отдельное место в  экспозиции музея будет отведено истории здания и судьбе его первого владельца – И.В.Вишняка. До сих пор остается много белых пятен в биографии  И.В.Вишняка, ведутся исследования и поиски его родственников, у нас даже нет его фотографии.

Витебский центр современного искусства будет благодарен за любую информацию, связанную с личностью Израиля Вульфовича Вишняка.


1. Памятная книжка Витебской губернии на 1886 год. – Витебск, 1886. – С.153
2. Памятная книжка Витебской губернии на 1889 год. – Витебск, 1889. – С.367
3. НИАБ, ф. 2465, оп. 1, д. 165, л. 6 (об).
4. Национальный исторический архив Беларуси, ф.2496, оп.1, д.2362, л.121об.
5. Там же, л.162об.
6. ГАВО, ф.67, оп.1, д.476, л.117
7. ГАВО, ф. 9, оп. 1, д. 626, т. 1, л. 65-66
8. Людмила Хмельницкая. Сентябрьский конфликт 1919 года в Народном художественном училище.Бюллетень Музея Марка Шагала. № 2 (10). 2003. С. 17-20.
9. ГАВО, ф. 837, оп 1, д. 58, л. 156
10. ГАВО ф.9. оп.1, д.626, т.1., л.25
11. НИАБ, ф. 2465, оп. 1, д. 165, л. 10 (об).
12. http://www.lost-childhood.com/index.php/shkola-vyzhivaniya/165-lyudmila-gutina

Марина Карман,
старший научный сотрудник
УК «Музей «Витебский центр современного искусства»

Здание бывшего Витебского народного художественного училища. План здания 1923 г. Вишняк Израиль Вульфович.